СЕВЕРНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
объединяет
сеть дорог на С. и С.-В. Европ. части СССР. Эксплуатац. дл. (1974) 5599
км,
или 4,2% протяжённости всей общесоюзной сети ж. д. Управление дороги
в г. Ярославле. В совр. границах образована в 1959. Сформировалась в результате
объединения 3 бывших дорог: Ярославской, Северной, Печорской.
Первый участок С. ж. д.-
Александров - Вологда - был построен в 1870 -1872; в 1898 - узкоколейная
линия от Вологды до Архангельска (в 1916 в связи с возросшим потоком импортных
грузов была переведена на нормальную колею). Магистраль Череповец - Вологда
-Буй - Галич - Свеча построена в 1905; в 1899 Котлас (на р. Сев. Двина)
был связан с сетью жел. дорог через Киров (Вятку) - Пермь.
В составе С. ж. д. 8 отделений:
Ярославское, Ивановское, Буйское, Вологодское, Няндомское, Сольвычегодское,
Сосногорское и Воркутинское. Граничит с Октябрьской ж. д. по станциям Маленга,
Кошта и Сонково; с Московской ж. д.- по станциям Александров и Бельково;
с Горьковской ж. д.- по станциям Новки, Свеча и Сусоловка. Гл. магистрали:
меридианная - Александров (к северу от Москвы) - Ярославль -Данилов - Вологда
- Архангельск (1025 км); широтная - Кошта - Череповец - Вологда
- Буй - Галич - Свеча (632 км) - является частью общесоюз. ной магистрали,
связывающей Ленинград и Москву со Средним Уралом (Пермь, Свердловск); сев.-вост.
магистраль (1561 км) - от ст. Коноша на Котлас - Ухту и Воркуту
(с веткой от ст. Чум на Лабытнанги, на р. Оби, 195 км). Важное значение
имеет линия Обозерская - Маленга, в частности для перевозки железной руды
с Кольского п-ова на Череповецкий комбинат. Она даёт кратчайший выход с
сев. участков Октябрьской ж. д. на С. ж. д., которая обслуживает Архангельскую,
Вологодскую, Ярославскую, Костромскую, Ивановскую обл. и Коми АССР, частично
Владимирскую, Кировскую, Тюменскую и Калининскую обл. Дорога взаимодействует
с водным транспортом: по Белому морю, Северному морскому пути и р. Сев.
Двине (ст. Архангельск, Котлас), по р. Волге (ст. Ярославль, Рыбинск, Кинешма),
по р. Вычегде (ст. Айкино), по р. Печоре (ст. Печора), по р. Оби (ст. Лабытнанги),
по р. Сухоне (ст. Вологда), по р. Шексне (ст. Череповец).
Грузооборот (1973) ок. 133
млрд. т х км, или 4,5% общесетевого. В отправлении первое
место принадлежит лесным грузам (ок. 1/4), каменному углю (ок. 1/5), a
также нефтяным грузам и минеральным, строит. материалам. Ср. грузонапряжённость
ок. 25 млн. т х км1км. В связи с тем, что уголь перевозится
по С. ж. д. на большие расстояния (от Воркуты до Череповца 1899
км),
его удельный вес достигает почти 1/3 всего грузооборота дорога. Пассажирооборот
(ок. 8,9 млрд. пасс. км в 1973) составляет ок. 3% сетевого. По средней
дальности перевозки пассажиров С. ж. д. занимает 1-е место среди всех дорог
Европ. части СССР. За годы Сов. власти намного возросла длина С. ж. д.
в результате постройки Печорской ж. д., линии Обозерская -Маленга, Сыктывкар
- Микунь, соединившей столицу Коми АССР с сетью жел. дорог, и ряда веток
на Онегу, Северо-двинск; линий Кострома - Галич, Ядри-ха - Красавино, Архангельск
- Паленга - Карпогоры (1975), Первушине -Заволжск, Микунь - Кослан, Селог
-Вож - Вендинга. Все наиболее важные участки превращены в двухпутные, построены
крупные сортировочные станции, оборудованные новейшей техникой (Ярославль
Главный, Вологда, Сольвычегодск и др.). Паровозная тяга почти полностью
заменена тепловозной и электрической: удельный вес электрич. тяги составил
(1973) ок. 21% и тепловозной - ок. 77%. С. ж. д. награждена орденом Трудового
Красного Знамени (1968). Е. Д. Хануков.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я