СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ (С
М П), судоходная магистраль, проходящая вдоль сев. берегов СССР по морям
Сев. Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское,
Чукотское и Берингово), соединяющая европейские и дальневосточные советские
порты, а также устья судоходных сибирских рек в единую общесоюзную трансп.
систему; главная сов. морская коммуникация в Арктике. СМП почти в 2 раза
короче др. морских путей из Европы на Д. Восток -от Ленинграда до Владивостока
по СМП 14 280 км, от Ленинграда до Владивостока через Суэцкий канал
23 200 км, а вокруг мыса Доброй Надежды 29 400 км.


Длина осн. ледовой трассы
СМП от новоземельских проливов до порта Провидения 5610 км; протяжённость
судоходных речных путей, примыкающих к СМП, составляет ок. 37 000 км.
Однако
продолжительная и суровая зима при коротком и холодном лете обусловливают
большую ледовитость арктич. морей, являются главным препятствием для прохода
судов на значит. отрезках трассы; наиболее трудные условия плавания складываются
в р-нах больших скоплений тяжёлых льдов, к-рые до конца не разрушаются
даже в самые тёплые месяцы (Таймырский и Айонский ледовые массивы). Проводка
транспортов через эти массивы возможна только с помощью ледоколов. Для
эксплуатации трассы созданы спец. службы: пароходства и морские, речные
и авиационные порты, гидрографич. и ромышленно-трансп. предприятия, научные
ин-ты и сеть полярных гидрометеостанций (см. Полярные станции).


Совр. СМП - результат разносторонней
деятельности государства, и в то же время итог многовекового освоения сев.
окраин России.


История СМП начинается с
первых плаваний поморов в 11-13 вв., но идея практич. использования СМП
(до нач. 20 в. называвшегося Северо-Восточным морским проходом) была высказана
рус. дипломатом Д. Герасимовым в 1525. Освоение мор. побережья и арктич.
мореплавание велись также сибирскими казаками и "промышленными людьми",
ходившими вдоль всего мор. побережья Сибири на парусных мор. судах (кочах).
Плавание летом 1648 из устья Колымы к р. Анадырь якут. казака Семёна Дежнёва
с
товарищами доказало раздельность Евразии и Америки и наличие мор. прохода
из Сев. Ледовитого ок. в Тихий. Большой вклад в изучение полярных морей
внёс М. В. Ломоносов, к-рый высказал догадку о существовании генерального
дрейфа льдов в Арктич. бассейне с В. на 3., разработал классификацию льдов
(к-рая во многом сходна с современной), а также занимался проблемами, связанными
с изучением Сев. Ледовитого ок. Видное место в этом изучении заняли две
Камчатские экспедиции под начальством В. Беринга, высокоширотная
во главе с В. Чичаговым, Северо-восточная И. Биллингса - Г.
Сарычева,
Усть-Янская
и Колымская под рук. П. Анжу и Ф. Врангеля,
новоземельские
Ф. Литке, П. Пахтусова и А. Циволько.
Результаты их
исследований предрешили вопрос о возможности судоходства по СМП.


С 1877 начались эпизодич.
Карские экспедиции с целью вывоза через Карское м. на мировой рынок сибирской
с.-х. продукции и минеральных богатств. До 1919 из 122 карских рейсов только
75 прошли успешно; ими перевезено всего 55 тыс. m различных грузов. Неудачи
Карских экспедиций объясняются отсутствием в сев. морях должного навигационного
оборудования, портов, ледоколов, а также противодействием со стороны царского
правительства и торг. капитала. В 1878-79 швед. экспедиция Н. А. Э. Норденшелъда
на
шхуне "Вега" совершила первое сквозное плавание по СМП с зимовкой у побережья
Чукотского п-ова. Однако успех "Веги" не был поддержан и закреплён капиталистами
Европы и царским правительством России, отказавшимися вкладывать крупные
средства в освоение сев. мореплавания. С 1911 из Владивостока на Колыму
ежегодно совершались рейсы одного парохода. Колымские рейсы также не получили
развития из-за необорудованности мор. пути. Среди науч. экспедиций этого
периода выделяются: русские - на первом линейном ледоколе "Ермак" под командованием
С. О. Макарова, полярная на шхуне "Заря" Э. В. Толля, по
СМП Г. Л. Брусилова на шхуне "Св. Анна" и В. А. Русанова на
судне "Геркулес", полюсная экспедиция Г. Я. Седова на шхуне "Св.
Фока", гидрографич. на ледокольных транспортах "Таймыр" и "Вайгач" под
начальством Б. А. Виль-кицкого, открывшая в 1913 Северную Землю и совершившая
сквозное плавание с В. на 3. с зимовкой в 1914-15; иностранные - американская
Де-Лонга
на
шхуне "Жаннетта", норвежская в Арктич. басс. на судне "Фрам" во главе с
Ф. Нансеном, норвежская на судне "Мод" во главе с Р. Амундсеном
с
3. на В. по всему СМП с зимовками у побережий Таймырского и Чукотского
п-овов. С появлением парового флота, изобретением радио, постройкой ледоколов
освоение СМП вступило в новую фазу, ознаменовавшуюся более высоким уровнем
исследований.


После Окт. революции 1917
началось планомерное освоение СМП, ставшее неотложной нар.-хоз. задачей.
Развитию арктич. мореплавания и науч. исследований на Сов. Севере большое
внимание уделял В. И. Ленин. С 1921 успешно осуществляются сов. Карские
экспедиции, а с 1923 - Колымские рейсы, подготовившие почву для открытия
мореплавания по всей трассе СМП. В 1932 экспедиция на ледокольном пароходе
"А. Сибиряков" во главе с О. Ю. Шмидтом впервые прошла из Архангельска
до Берингова пролива без зимовки, доказав тем самым реальную возможность
эксплуатации СМП. Плавание "Челюскина" (1933) и "Литке" (1934) ещё раз
подтвердило готовность СМП к совершению по нему грузовых рейсов, к-рые
начались с 1935. В 1932 было создано Гл. управление Сев. морского пути
(Главсевморпути), к-рому поручалось проложить окончательно СМП от Белого
м. до Берингова прол., оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии
и обеспечить безопасность плавания по этому пути. В последующие годы Главсевморпути
проводило работы по созданию спец. ледокольного и трансп. флота, по гидрографич.
и авиац. обеспечению арктич. навигаций, геологич., гидрологич., метеорологич.
и географич. исследованиям, созданию на Сов. Севере очагов социалистич.
индустрии. В 30-е и 40-е гг. были построены арктич. порты Игарка, Диксон,
Певек, Провидения и др. Для освоения СМП имели значение: экспедиции гидрографические
по изучению обстановки трассы и для составления навигационных карт и лоций,
высокоширотная на "Садко" (1935), дрейф "Георгия Седова" (1937-40), первая
науч. станция "Северный полюс" (1937-38) во главе с И. Д. Папаниным,
трансарктические полёты из Москвы в США(1937), ледовые патрули (с 1938),
воздушная экспедиция на полюс относительной недоступности (1941), послевоенные
экспедиции - на ледоколе "Северный полюс" в сев.-вост. моря (1946), на
"Литке" в Карское м. (1948), на том же судне (1955) и дизель-электроходе
"Обь" (1956) в Гренландское м. С 1948 проводятся высокоширотные воздушные
экспедиции под названием "Север".


Высаженные на дрейфующие
льды станции были базами долговременных научных наблюдений. В 1950-51 во
льдах Арктики дрейфовала вторая науч. станция "Северный полюс" ("СП").
С 1954 в Арктич. бассейне ежегодно работают по 2 советские дрейфующие станции;
в 1974 во льдах Арктического бассейна работала "СП-22"; с кон. 1975 действует
"СП-23".


Из наиболее выдающихся плаваний
по СМП после 1935 были: проводка воен. кораблей Балтийского флота на Д.
Восток (1936), двойной рейс ледокола "И. Сталин" (1939), снабжение прод.
и пром. товарами из басс. Тихого ок. Якутии и вост. части Сов. Арктики,
перегон дальневосточных воен. кораблей в Баренцево м. в годы Великой Отечеств.
войны 1941-45, систематич. переходы речных судов из европ. портов на реки
Сибири (с 1948), рыболовецких судов на Д. Восток (с 1951), двойные грузовые
рейсы дизель-электроходов "Лена", "Енисей" (с 1954), осенние походы атомохода
"Ленин" (1970-71). Вступление в строй новых мощных судов ледового класса:
атомоходов "Ленин" и "Арктика", ледоколов "Москва", "Ленинград" и др. однотипных
ледокольных судов, современное оборудование арктических портов, расширение
сети полярных станций (св. 100) и обсерваторий, достижения науки - всё
это создало реальные возможности для выполнения поставленных в 1957 ЦК
КПСС и Сов. правительством задач превращения СМП в магистраль массовой
перевозки народнохозяйственных грузов.


С 1954 Главсевморпути находится
в составе Мин-ва морского флота. В период 1954-64 специализированные подразделения
Главсевморпути переданы в ведение Мин-ва гражд. авиации, Мин-ва геологии,
главгидрометслужбы и др. ведомств. В 1970 учреждена Администрация Сев.
мор. пути при Мин-ве мор. флота; её осн. за-дани: осуществление гос. надзора
за рациональным использованием СМП, организация арктич. судоходства, принятие
мер к обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения
мор. среды.


Лит.: В и з е В. Ю.,
Моря Советской Арктики, М.- Л., 1948; История открытия и освоения Северного
морского пути, т. 1, 3, М.-Л., 1956-59; Белов М. И., Путь через Ледовитый
океан, М., 1963. М. И. Белов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я