СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
объединяет участки дорог в пределах Краснодарского и Ставропольского
краёв, Дагестанской АССР, Чечено-Ингушской АССР, Кабардино-Балкарской АССР,
Северо-Осетинской АССР, Ростовской обл. и небольшие участки в пределах
Калмыцкой АССР, Астраханской и Волгоградской обл. С.-К. ж. д. связывает
Сев. Кавказ и республики Закавказья со всей сетью жел. дорог СССР. Эксплуатац.
длина (1974) 5438 км, или 4% протяжённости всей сети ж. д. СССР.
Управление дороги - в Ростове-на-Дону. Граничит: с Приволжской ж. д.- станции
Трусово (в р-не Астрахани) и Котельниково; с Азербайджанской ж. д.- ст.
Самур; с Закавказской ж. д.-ст. Весёлое; с Донецкой ж. д.- станции Марцево,
Несветай и Зверево; с Юго-Восточной ж. д.- станции Зверево и Цимлянская.
В 1875-76 была построена
линия Ростов-на-Дону - Владикавказ (Орджоникидзе), связавшая Северный Кавказ
с р. Дон, а затем с Донбассом и дорогами Центра. В 1893 после прокладки
дороги через Грозный на Гудермес - Петровск (Махачкала) - Дербент и далее
на Баку (Баладжары) Сев. Кавказ получил связь с дорогами Закавказья. От
гл. линии С.-К. ж. д. Ростов-на-Дону - Дербент были построены ответвления:
на Краснодар (1887), Новороссийск (1888), Ставрополь (1897), Сальск (1889)
и далее на Куберле - Котельниково, что обеспечило прямую связь с Царицыном
(Волгоградом), а следовательно, и с Волгой; а также ветки на Кисловодск,
Кизляр, Нальчик. За годы Сов. власти построены линии: Черноморская дорога
(от Туапсе на Сухуми - 219 км), к-рая сократила путь от Тбилиси
в Центр на 659 км, а от Сухуми - почти на 1500 км в сравнении
с
кружным
путём на Баку (Баладжары). Во время Великой Отечеств. войны 1941-45 линия
Кизляр - Астрахань (1942) сыграла важную роль в историч. битве на Волге.
Сооружается (1976) спрямляющая линия от Краснодара на Туапсе через отроги
Кавказского хребта.
В составе дороги 9 отделений:
Ростовское, Кавказское, Минераловодское, Ставропольское, Грозненское, Махачкалинское,
Краснодарское, Сальское и Туапсинское. Обслуживает с.-х. р-ны (Краснодарский,
Ставропольский края и др.), р-ны нефтяной, газовой, кам.-уг. (в вост. Донбассе),
машиностроит., цементной (з-ды Новороссийска) пром-сти, а также курорты
союзного значения (Кавказские Минеральные Воды, Сочи и др.).
Дорога взаимодействует с
водным транспортом: по Чёрному м. (ст. Новороссийск, Туапсе, Сочи); с Волгодонским
речным пароходством (ст. Ростов, Азов, Ейск, Усть-Донецкая, Волгодонская);
с Азовским пароходством (ст. Таганрог); с Каспийским пароходством (ст.
Махачкала 2-й порт), Керченская паромная переправа связывает С.-К. ж. д.
(ст. Кавказ) с Крымом.
Наиболее крупные ж.-д. узлы:
Ростов (Батайск), Тихорецкая, Кавказская, Армавир, Краснодар, Минеральные
Воды, Гудермес. В 1974 общий грузооборот дороги составил 117,5 млрд. т
х
км, или 3,8% общесетевого. Ок. 3/4 всего отправления грузов составляют
нефтяные, кам. уголь, минерально-строит. материалы, хлебные грузы, кроме
того, машины и оборудование, пищевые продукты. Ср. грузонапряжённость св.
21 млн. т х км/км. Удельный вес транзитных перевозок невелик.
Пассажирооборот дороги составил (1974) 14,3 млрд. пасс.-км.
В отправлении
преобладают пригородные пассажиры; в дальнем сообщении ежегодно перевозится
большое число пассажиров в направлении Минеральные Воды - Сочи.
До Окт. революции 1917 С.-К.
ж. д. была слабо технически оснащена, линии почти все однопутные с паровозной
тягой и малой пропускной способностью. В совр. условиях на всех гл. направлениях
дороги имеются вторые пути, широко применяется автоблокировка, диспетчерская
централизация стрелок и сигналов, диспетчерское управление движением поездов.
С 1936 началась электрификация С.-К. ж. д. К 1975 были переведены на электротягу
все осн. направления дороги: Марцево - Ростов - Армавир - Туапсе - Сочи
- Весёлое и Лихая - Ростов - Прохладная - Дербент, а также ряд боковых
линий (Минеральные Воды - Кисловодск и др.). В 1974 удельный вес тепловозной
тяги в грузообороте дороги составил 51,2%, электрической -48,4%. Награждена
орденом Ленина (1971). Е. Д. Хануков.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я