СЕЙ

СЕЙ С э й (Say) Жан
Батист (5.1.1767, Лион,-15.11.1832, Париж), французский экономист, один
из первых представителей вульгарной политической экономии. Идеолог
крупной буржуазии, сторонник свободной торговли и невмешательства гос-ва
в экономич. жизнь. Профессор политической экономии (с 1819). Гл. произв.
С.- "Трактат политической экономии..." (1803, рус. пер. отд. глав 1896).


С. считал себя комментатором
и популяризатором учения А. Смита, но в действительности выступил
с вульгаризацией взглядов последнего. С. трактовал законы капиталистич.
произ-ва как вечные, а целью хоз. деятельности считал потребление.


По его мнению, в основе стоимости
лежат полезность, издержки произ-ва, соотношение спроса и предложения.
Опираясь на догму Смита, С. создал вульгарно-апологетич. теорию
факторов произ-ва (см. в ст. Производительности теории), к-рую пронизывает
идея о равноправном участии труда, капитала и природы в процессе создания
стоимости. В связи с этим С. отрицал эксплуататорскую природу капиталистич.
произ-ва, проповедовал гармонию классовых интересов. Ошибочность взглядов
С. заключается в том, что факторы произ-ва -конкретный труд, средства произ-ва
(по терминологии бурж. политич. экономии -капитал) и природа участвуют
лишь в создании потребительной стоимости товара; единств. источник стоимости
- абстрактный труд; присвоение части её - прибавочной стоимости составляет
цель капиталистич. произ-ва.


С. идеализировал систему
свободного предпринимательства и отрицал неизбежность всеобщих кризисов
перепроиз-ва, допуская лишь возможность перепроиз-ва отд. товаров. Он сформулировал
т. н. закон рынка, по к-рому обмен продукта на продукт якобы автоматически
ведёт к равновесию между куплей и продажей. С. игнорировал то обстоятельство,
что развитие товарного обмена усиливает противоречие между стоимостью и
потребительной стоимостью, приводит к выделению денег как товара особого
рода, возникновению разрыва между актами купли и продажи и т. д.


Концепция С. подвергнута
критике К. Марксом. Апологетич. взгляды С., особенно теория факторов произ-ва
и "закон рынка", были широко использованы в концепциях вульгарной бурж.
политич. экономии.


Лит.: М а р к с К.,
Капитал, т. 3, гл. 48, Маркс К. н Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 2;
его же, Теории прибавочной стоимости (IV том "Капитала"). Приложение, там
же, т. 26, ч. 3; М а р к о в И. Г., Ж. Б. Сэй. (Его жизнь, деятельность
и учение), М. - Л., 1929; Аникин А. В., Юность науки, М., 1971.

А. А. Хандруев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я