СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (франц.
secularisation, от позднелат. saecularis - мирской, светский), 1) обращение
гос-вом церк. собственности (преим. земли) в светскую. В раннем средневековье
С. в значит. мере носила характер перераспределения гос-вом зем. собственности,
передачи части земель от церк. феодалов светским (гл. обр. военно-служилому
слою). Широкая С. была проведена в 1-й пол. 8 в. во Франкском гос-ве Карлом
Мартеллом, раздававшим конфискованные церк. земли в качестве бенефиция
военно-служилой
знати. В Византии С. проводилась неоднократно, особенно императорами, поддерживавшими
иконоборчество.
В
период образования централизованных нац. государств С. являлась одним из
способов освобождения королевской власти от церк. опеки и укрепления гос.
финансов за счёт доходов духовенства (напр., путём конфискации имущества
ордена тамплиеров в нач. 14 в.). Церк. землевладение, консервировавшее
наиболее отсталые феод. порядки, являлось помехой в развитии капиталистич.
уклада. Особенно большого размаха С. достигла в 16 в. в связи с Реформацией.
Требование
С., выдвигавшееся уже реформаторами 14-15 вв. Дж. Уиклифом,
Я. Гусом,
а
в 16 в. М. Лютером и др., встретило поддержку со стороны части светских
феодалов и государей, стремившихся использовать С. в своих интересах. После
подавления Крестьянской войны 1524-26 С. провели присоединившиеся к Реформации
нем. князья. Вестфальский мир 1648 санкционировал С., произведённую
до 1624. В широком масштабе С. сопровождала распространение цвинглианства
и кальвинизма в швейц. кантонах. В ходе Нидерл. бурж. революции 16 в. секуляризованные
церк. земли переходили гл. обр. в руки буржуазии. Реформация в Англии также
сопровождалась С. монастырских имуществ (1536-39); в результате распродажи
секуляризованные королевской властью земли перешли во владение буржуазии
и джентри. С. ускорила процесс экспроприации англ. крестьян и способствовала
процессу т. н. первонач. накопления (см. К. Маркс, Капитал, т. 1, 1973,
с. 725-73).


С. являлась существенным
элементом агр. преобразований периода Англ. бурж. революции 17 в. (ордонансы
1646 об уничтожении архиепископств и епископств, С. и распродажа их земель).
Во 2-й пол. 18 в. С. являлась важным элементом политики т. н. просвещённого
абсолютизма (напр., С., проведённая в Австрии Иосифами, в Португалии
- Помбалом). Сокрушительный удар феод. собственности церкви во Франции
нанесла Великая франц. революция: декретом от 2 нояб. 1789 церковно-монастырские
земли были национализированы и в результате последующей распродажи в значит.
мере попали в руки буржуазии. После Люневилъского мира 1801 Наполеон
Бонапарт разрешил своим союзникам из нем. князей секуляризовать церк. княжества.
С. проводилась также в период объединения Италии (в 1855, 1866, ликвидация
Папской обл. в 1870). Во Франции декретами 1901, 1904, 1905 были уничтожены
вновь возникшие в 19 в. религ. ордена и конгрегации, церк. имущество передавалось
гос-ву. С. способствовала укреплению капитализма и бурж. гос-ва, в целом
имела прогрессивное значение. С. осуществлялась в разное время и в нек-рых
гос-вах Востока и Лат. Америки. Нар. массы никакой материальной выгоды
от С. не получали. Впервые в интересах народа С. была проведена лишь в
результате победы Великой Окт. социалистич. революции, когда церк. имущество
в России декретом 1917 было объявлено всенар. достоянием. В зарубежных
социалистич. странах крупное церк. землевладение было ликвидировано в ходе
аграрных преобразований после 2-й мировой войны 1939-45 (см. в ст. Монастыри).

Б. Я. Ромм.


Секуляризация в России. С
образованием Русского централизованного государства в кон. 15 в.
пр-во Ивана III пыталось ограничить церк. землевладение. Впервые вопрос
о С. был поставлен на церк. соборе 1503. Однако, нуждаясь в поддержке церкви
для борьбы с феод. раздробленностью и ересями в России, пр-во было
вынуждено временно отказаться от С. (см. Нестяжатели, Иосифляне). Добившись
внутриполитич. стабилизации, пр-во во 2-й пол. 16-17 вв. сделало новые
шаги по ограничению церк. землевладения. В 1551, 1580-84 были приняты решения,
запрещавшие монастырям приобретение земель, и т. д. Соборным уложением
1649
пр-во запретило духовенству и монастырям приобретать новые земли
и в 1649-52 конфисковало гор. слободы и дворы церкви. Однако правительств.
ролитика не была последовательной, поэтому во 2-й пол. 17 в. церк. землевладение
росло (пожалования, в т. ч. царей, дары, мена и т. п.). По сравнению с
1653-54 число крест. дворов в церк. владениях увеличилось к нач. 18 в.
примерно на 1/3. Монастырские крестьяне составляли в это время почти 1/5
всех крестьян России.


Пр-во Петра I провело в нач.
18 в. временную и частичную С. Все владения монастырей были разделены на
"определённые вотчины " (с них доход шёл на содержание монастыря) и "заопределённые",
отдававшие доходы гос-ву. С созданием Синода (что закрепило подчинение
церкви императору) большинство вотчин было возвращено монастырям, однако
часть своих доходов они должны были передавать в казну. Во 2-й четв. 18
в. рус. православная церковь добилась нек-рого усиления своих экономич.
и политич. позиций. Хищнич. эксплуатация крестьян духовенством способствовала
их разорению, вызывала непрекращавшиеся волнения: к нач. 60-х гг. 18 в.
волнениями было охвачено ок. 100 тыс. чел. Чтобы ослабить борьбу монастырских
крестьян, а также пополнить гос. казну, пр-во в 1757 приказало создать
спец. комиссию по проведению С. и решило передать управление монастырскими
и церк. вотчинами офицерам. Сопротивление духовенства на время задержало
проведение этой меры. Новые крестьянские волнения привели к тому, что в
1762 пр-во Петра III опубликовало подготовленный при Елизавете Петровне
указ о проведении С. Возмущение духовенства и борьба придворных группировок
за власть заставили Екатерину II на время (до 1764) приостановить проведение
С. В 1786 С. была распространена и на терр. Украины. Ок. 1 млн. душ муж.
пола монастырских крестьян России (без Украины и Прибалтики) перешли в
казну и стали наз. экономическими крестьянами.


В 1841-43 С. была проведена
и в зап. губерниях Российской империи. С., направленная на ликвидацию церковно-феодальной
собственности, имела прогрессивное значение. Однако в дореволюционной России
она проводилась не до конца и не полностью. Лишь в результате Великой Окт.
социалистич. революции С. была завершена окончательно. Декретом о земле
1917 все церковные и монастырские земли, остававшиеся после С. в собственности
духовенства (ок. 3 млн. дес.), конфисковывались. Декретом от 20 янв. (2
февр.) 1918 церковь отделялась от гос-ва и в её распоряжении оставались
лишь здания, предназначенные для отправления богослужения.


Лит.: Церковь в истории
России (IX в.-1917). Сб. ст., М., 1967. С. М. Троицкий.


2) В Зап. Европе - переход
лица из духовного состояния в светское с разрешения церкви, к-рый влечёт
за собой освобождение от церк. должности и утрату соответствующих прав.


3) С. наз. также освобождение
культуры, индивидуального сознания, науки от церк. опеки, церк. духовного
влияния, религ. мировоззрения.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я