СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ
систематическое целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов
семьи
и
семейного уклада. Главная и общая задача С. в.- подготовка детей к жизни
в существующих социальных условиях; более узкая, конкретная - усвоение
ими знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования
личности в условиях семьи. Цели и средства С. в. обусловлены общественно-экономич.
строем, уровнем развития культуры; С. в. обычно строится на основе идеологии,
морали и системы взаимоотношений того социального слоя, к к-рому относится
семья. С. в. неразрывно связано с самовоспитанием взрослых, формированием
у них качеств и черт характера, обеспечивающих эффективное пед. воздействие
на детей.
В классово-антагонистич.
формациях С. в. носит классовый (при феодализме-сословный) характер, испытывает
значит. влияние религии и консервативных традиций. При капитализме в содержании,
средствах и методах С. в. проявляются глубокие противоречия, отражающие
антагонизмы бурж. общества и его семейно-бытовых отношений. У осн. массы
детей, принадлежащих к господств. классу, в процессе С. в. развиваются
эгоизм, материальный расчёт, стремление к наживе, что порождает глубокие
конфликты между детьми и взрослыми, зачастую вызывает ненависть детей к
родителям. "На высшей ступени своего развития принцип частной собственности
противоречит принципу семьи" (Марке К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
2 изд., т. 1, с. 334); это полностью относится и к С. в. В пролетарских
семьях по мере осознания рабочими своих классовых интересов и задач С.
в. всё более пронизывается революц. идеями. С ростом влияния идей научного
социализма ведущее значение приобретает воспитание коллективизма, пролет.
интернационализма, ненависти к эксплуататорам, обществ. активности и стремления
к борьбе против угнетения и т. п.; оно осуществляется в постоянной борьбе
с господств. идеологией, к-рая стремится привить детям трудящихся взгляды,
способствующие сохранению эксплуататорского строя и их угнетённого положения
в нём.
В социалистич. обществе цель
С. в.-заложить основы всестороннего развития личности: умственного, нравств.,
эстетич., физич., приучить детей к труду, помочь им понять и выполнять
правила социалистич. общежития, развить у них интерес к самостоят. творческой
деятельности. Успешное С. в., сущность к-рого - установление соответствия
формируемых семьёй качеств ребёнка требованиям социалистич. общества, возможно
лишь при соблюдении взрослыми членами семьи ряда необходимых условий: строгого
руководствования в семейных отношениях принципами коммунистич. морали,
создания атмосферы теплоты и внимательности друг к другу, единства требований
и выдержанности в отношении к детям, систематич. вовлечения их в сферу
трудовых и обществ. интересов старших. Гл. линии С. в.: постоянное (но
не навязчивое) направление деятельности ребёнка (игровой, затем - участия
в домашних делах и т. д.); помощь ему в расширении идейного, умственного
кругозора, серьёзное, вдумчивое объяснение сути явлений, о к-рых ребёнку
следует знать и к к-рым он проявляет интерес; формирование у него высоких
нравств. качеств: коллективизма, патриотизма, интернационализма, уважения
к старшим, честности и правдивости, дисциплинированности и добросовестного
отношения к обязанностям в семье, бережного отношения к вещам как результату
труда людей, любви к природе и умения воспринимать её красоту; ознакомление
ребёнка с произведениями литературы, искусства; поощрение занятий физкультурой
и спортом и т. п. (см. также Коммунистическое воспитание, Трудовое воспитание,
Физическое воспитание, Эстетическое воспитание). Пед. наука ориентирует
родителей на постепенное увеличение масштабов и усложнение содержания информации
в С. в., а также на систематич. повышение требований к детям в зависимости
от возраста.
Главное направление С. в.
в период пребывания ребёнка в детском саду и в школе - постоянная координация
усилий родителей с деятельностью детских учреждений. Единство воспитат.
воздействия семьи и школы выражает единство общественного и семейного начала
в воспитании будущих строителей коммунизма. Взрослые члены семьи помогают
школьнику в учёбе и рациональном использовании свободного времени для всестороннего
развития.
Вопросы С. в. освещаются
в народных университетах пед. знаний, организуемых АПН СССР, органами
нар. образования и об-вом "Знание"; издаётся спец. журнал "Семья и школа'',
изд-во
"Знание" выпускает для нар. ун-тов серию брошюр "Педагогический факультет".
Проблемы С. в. включаются в циклы лекций по педагогике, в тематику пед.
конференций, пед. чтений, обсуждаются на родит. собраниях в школах. Сов.
педагогика успешно сочетает развитие теории С. в. с её практйч. применением.
На основе ленинских положений
о коммунистич. воспитании проблематика С. в. была определена Н. К. Крупской;
многие
её положения развиты и конкретизированы А. С. Макаренко,
С. Т. Шацким,
П.
П. Блонским, В. А. Сухомлинским и др.
Значительное внимание уделяется
вопросам С. в. в др. социалистич. странах. Издаются спец. журналы (напр.,
"Дом и школа", ГДР, "Семейный очаг", Болгария), лит-pa для родителей, проводятся
симпозиумы и конференции, используется опыт С. в., накопленный в странах
социализма.
Лит.: Маркс К., Энгельс
Ф., О воспитании и образовании. [Сб., сост. П. Н. Груздев], М., 1957; Ленин
В. И., О воспитании и образовании. [Сб., сост. В. П. Груздев], 3 изд.,
М., 1973; Калинин М. И., О коммунистическом воспитании. Избр. речи и статьи.
[Сб., сост. Л. К. Виноградов], М., 1968; Крупская Н. К., О воспитании в
семье. [Сб., сост. Н. И. Стриевская], М., 1962; Макаренко А. С., Соч.,
т. 4, М., 1957; Сухомлинский В. А., Формирование коммунистических убеждений
молодого поколения, М., 1961; Волков К. Н., О времени, детях и о семье,
М., 1971; Жуковская Р. И., Воспитание ребёнка в игре, М., 1963; Ковалев
А. Г., Самовоспитание школьников, М., 1967; О совместной работе школы,
семьи и общественности. [Сб.], М., 1967; О воспитании дошкольников в семье.
[Сб.], сост. Т. А. Маркова и Л. Ф. Островская, М., 1963; Панфилова Т. С.,
Д а р а г а н И. К., Интернациональное воспитание, М., 1971; Печерникова
И. А., Величие души. О воспитании в семье Ульяновых, 2 изд., М., 1973;
её же, Воспитание в семье Маркса, М., 1974; Семейное воспитание. Словарь,
М., 1972; Смолина В. В., Первый ребенок в семье, М., 1966; Физическая культура
в семье, 3 изд., М., 1973; Эстетическое воспитание в семье. [Сб., сост.
В. А. Разумный], М., 1973. М. А. Печерпикова.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я