СЕН-СИМОН

СЕН-СИМОН (Saint-Simon)
Клод Анри де Рувруа (de Rouvroy) (17.10.1760, Париж, -19.5.1825, там же),
граф, французский мыслитель, социолог, социалист-утопист. Под руководством
Д'Аламбера
получил
домашнее образование. Офицером франц. армии участвовал в войне за независимость
сев.-амер. колоний против Англии, в 1783 вернулся во Францию. В годы Великой
франц. революции, которую С.-С. приветствовал с бурж.-либеральных позиций,
нажил большое состояние. В период Конвента проявлял лояльное отношение
к якобинским властям, затем был сторонником правительства Директории и
Консульства Наполеона Бонапарта. В 1797 С.-С. разорился. Неудовлетворённый
бурж. революцией, С.-С. замыслил "исправить" её результаты с помощью науч.
социологич. системы, призванной служить орудием создания рационального
общества. Начав с идей "социального физицизма", построенного на механистич.
распространении ньютоновского закона всемирного тяготения на обществ. явления,
С.-С. разрабатывал затем концепцию "социальной физиологии", в к-рой рационалистич.
воззрения 18 в. сочетались с историзмом в истолковании обществ. явлений.
Объясняя развитие общества, в конечном счёте, сменой господствующих в нём
философско-религ. и науч. идей, С.-С. полагал, что определяющее значение
в истории имеют "индустрия" (под к-рой подразумевал все виды экономич.
деятельности людей) и соответствующие ей формы собственности и классы.
Каждая обществ. система, согласно С.-С., развивает постепенно и до конца
свои идеи и господств. формы собственности, после чего эпоха созидательная,
"органическая", сменяется "критической", разрушительной эпохой, ведущей
к построению более высокого обществ. строя. Т. о., в социологич. системе
С.-С. делал первый шаг по пути рассмотрения обществ. явлений как различных
сторон закономерно развивающегося целостного организма. Картина всемирной
истории у С.-С. пронизана мыслью о прогрессе как поступательном движении
человечества от низших обществ. форм к высшим, по стадиям религ., метафизич.
и положительного, или позитивного, науч. мышления. Осн. ступенями прогресса
С.-С. считал переход от первобытного идолопоклонства к политеизму и основанному
на нём рабству, а затем смену политеизма монотеизмом христианской религии,
что привело к утверждению феод.-сословного строя. С 15 в., согласно С.-С.,
наступила новая критич. эпоха: феод. богословско-сослов-ная система пришла
к своему глубокому кризису, возникло науч. мировоззрение с его носителями
- светскими учёными и индустриалами-промышленниками. Франц. революция была
закономерным этапом утверждения этой прогрессивной историч. смены, однако
революция уклонилась от правильного пути построения науч. обществ. системы
и оставила страну в неорганизованном состоянии. Это философско-историч.
построение лежит в основе разработанного С.-С. утопич. плана создания рационального
обществ. строя как "промышленной системы". С.-С. доказывал, что путь построения
нового общества, наиболее выгодного для наибольшей массы людей, лежит через
расцвет пром. и с.-х. произ-ва, через всемерное развитие производит. сил
общества и искоренение в нём всякого паразитизма. Осн. чертами "промышленной
системы" С.-С. считал превращение общества во всеобщую ассоциацию людей,
введение обязательного для всех производительного труда, открытие равных
для всех возможностей применить свои способности и введение распределения
"по способностям", гос. планирование пром. и с.-х. произ-ва, превращение
гос. власти в орудие организации произ-ва, постепенное утверждение всемирной
ассоциации народов и всеобщий мир при стирании нац. границ. С.-С. не понимал
противоположности интересов пролетариата и буржуазии, объединяя их в единый
класс "индустриалов". В "промышленной системе" С.-С. буржуазия, сохраняющая
собственность на средства производства, призвана обеспечить трудящимся
рост обществ. богатства. Однако С.-С. стремился найти реальные пути уничтожения
классовой эксплуатации пролетариата. В своём последнем соч. "Новое христианство"
С.-С. "...прямо выступил как выразитель интересов рабочего класса и объявил
его эмансипацию конечной целью своих стремлений" (Маркс К. и Энгельс Ф.,
Соч., 2 изд., т. 25, ч. 2, с. 154). Идеалистич. основы мировоззрения С.-С.
делали невозможным для него решение этой задачи иначе, как путём мистич.
преодоления классовых противоречий. Разработанная С.-С. религ. концепция
"нового христианства" призвана была дополнить материальные стимулы "пром.
системы" моральными требованиями новой религии с её лозунгом "все люди
- братья". С.-С. оказал большое влияние на передовую обществ. мысль и развитие
социалистич. идей во Франции, Германии, Италии, России и ряде др. стран.
В России в 1-й пол. 19 в. непосредственное воздействие идей С.-С. испытали
декабрист М. С. Лунин, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н.Е. Салтыков-Щедрин
и др. Ученики С.-С.- Б. П. Анфантен, С.-А. Базар, О. Родриг
и др.- образовали школу сен-симонизма, к-рая систематизировала, а в ряде
вопросов продолжила разработку учения С.-С., развивая его социалистич.
тенденции.


К. А. Сен-Симон.


Однако она вскоре выродилась
в религиозную секту и в нач. 30-х гг. распалась. Под сильным влиянием идей
С.-С. находился О. Конт. Учение С.-С. явилось одним из источников
науч. социализма. С о ч.: CEuvres completes, v. 1 - 6, P., 1966; в рус.
пер.- Собр. соч., М.- Л., 1923; Избр. соч., т. 1 - 2, М.- Л., 1948.


Лит.: Маркс К. и Энгельс
Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, с. 496-512; Энгельс Ф., Развитие
социализма от утопии к науке, там же, т. 19, с. 193-96; его же, Анти-Дюринг,
там же, т. 20; его же, Диалектика природы, там же; Плеханов Г. В., К вопросу
о развитии монистического взгляда на историю, Избранные философские произведения,
т. 1. М., 1956, с. 536 - 63; его же, Французский утопический социализм
XIX в., там же, т. 3, М.,1957, с. 521 - 66; его же, Утопический социализм
XIX в., там же, с. 586-602; Арк А-н, Анри де Сен-Симон, его жизнь и учение,
М.- Л., 1926; Волгин В. П., Сен-Симон и сенсимонизм, М., 1961; Застенкер
Н. Е., Анри де Сен-Симон, в сб.: История социалистических учений, М., 1962,
с. 208 - 27; Францов Г. П., Исторические пути социальной мысли, М., 1965;
К а н С. Б., История социалистических идей (до возникновения марксизма),
2 изд., М., 1967; К у ч е р е н к о Г. С., Сен-Симонизм в общественной
мысли первой половины XIX в., М., 1975; W е i 1 1 G., Un precurseur du
Socialisme, Saint-Simon et son ceuvre, P., 1894; Gurvitch G., Les fondateurs
francais de la sociologie contemporaine: Saint-Simon et P.-J. Proud'hon,
P., 1956; Manuel F г., -The new world of Henri Saint-Simon, Camb. (Mass.),
1956; W a 1 с h J., Bibliographie du Saint-Simonisme, P., 1967; Ansart
P., Sociologie de Saint-Simon, P., 1970.

Н. Е. Застенкер.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я