СЕНСУАЛИЗМ

СЕНСУАЛИЗМ (франц.
sensuaiisme, от лат. sensus - восприятие, чувство, ощущение), направление
в теории познания, согласно к-рому чувственность является гл. формой познания.
В противоположность рационализму С. стремится вывести всё содержание
познания из деятельности органов чувств.


В истории философии определяются
противостоящие друг другу материалистич. и идеалистич. направления С. Материалистич.
С. усматривает в чувственной деятельности человека связь его сознания с
внешним миром, а в показаниях его органов чувств - отражение этого мира.
Идеалистич. С. видит в чувственной деятельности некую самостоятельную и
самосущую сферу сознания. Идеализм наметился уже в С. Протагора: провозглашая
чувственное восприятие единств. источником наших знаний, он вместе с тем
утверждал, что чувственность сообщает людям данные только относительно
их собственных состояний, но отнюдь не о внешних вещах, являющихся их причинами.
Система последовательно мате-риалистич. С. была сформулирована Эпикуром.
Более
умеренный С., состоящий в признании истинным не каждого чувственного восприятия,
а только возникающего в сознании при определённых условиях, был разработан
стоицизмом,
к
к-рому восходит классич. формула С.: нет ничего в разуме, чего раньше не
было бы в чувствах.


Видными представителями материали-стич.
С. в 17 в. являлись П. Гассенди, Т. Гоббс и Дж. Локк.
Последний,
исходя из основоположных формул С., предпринял попытку вывести из чувственного
опыта всё содержание человеческого сознания, хотя и допускал, что уму присуща
спонтанная сила, не зависящая от опыта.


Непоследовательность локковского
С. была использована Дж. Беркли, к-рый полностью отбросил внешний
опыт и стал рассматривать ощущения ("идеи") как достояние только человеческого
сознания, т. е. интерпретировал С. идеалистически. Однако берклеанский
субъек-тивно-идеалистич. С. не выдерживал своего исходного принципа, вводя
идею бога, деятельность к-рого, согласно Беркли, определяет возникновение
всех идей человеческого духа. Субъективно-идеалистич. сенсуализм Д. Юма,
основанный
на агностицизме, послужил фундаментом субъективно-идеалистич.
феноменализма,
к-рый
составляет основу таких направлений бурж. философии 19-20 вв., как позитивизм,
эмпириокритицизм, неопозитивизм.



Виднейшими представителями
материалистич. С. были франц. материалисты 18 в. Ж. Ламетри, К.
Гельвеции,
Д. Дидро,
П. Гольбах. Преодолевая непоследовательность Локка
и отвергая идеализм Беркли, они связывали ощущения как основу всех знаний
с объективным миром как их источником. Материалистич. сенсуализм Л. Фейербаха
в
противоположность умозрительно-спекулятивному идеализму, господствовавшему
в нем. философии конца 18 - нач. 19 вв., утверждал непосредств. достоверность
чувственного познания. Вместе с тем Фейербах понимал, что чувственность
составляет только исходный пункт познания, сложный процесс к-poro с необходимостью
включает в себя деятельность рассудка и разума.
Однако С. франц.
материалистов и Фейербаха страдал ограниченностью, связанной с непониманием
специфики рациональной ступени познания.


Диалектич. материализм, исходя
из признания общественно-практич. природы познания, связывает воедино чувственную
и рациональную формы познания, раскрывает диалектику их взаимодействия.


Лит. см. при статьях
Ощущение,
Отражение, Теория познания. В. В. Соколов,





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я