СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
(франц.
sentimentalisme, от англ. sentimental - чувствительный, от франц. sentiment
-чувство), течение в лит-ре и иск-ве 2-й пол. 18 в. в Зап. Европе и России,
подготовленное кризисом просветительского рационализма (см. Просвещение).
Наиболее
законченное выражение получил в Англии, где ранее всего сформировалась
идеология третьего сословия и выявились её внутр. противоречия. Доминантой
"человеческой природы" С. объявил чувство, а не разум, скомпрометированный
бурж. практикой. Не порывая с Просвещением, С. остался верен идеалу нормативной
личности, однако условием её осуществления полагал не "разумное" переустройство
мира, а высвобождение и совершенствование "естественных", чувств. Герой
просветительской лит-ры в С. более индивидуализирован, его внутренний мир
обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее
вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой -
демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из осн. открытий и завоеваний
С. Впервые сентиментальные настроения (идиллия на лоне природы, меланхолическая
созерцательность) выявились в поэзии Дж. Томсона ("Времена года",
1730), Э. Юнга ("Ночные думы", 1742-45) и Т. Грея ("Элегия,
написанная на сельском кладбище", 1751). Элегический тон сентименталистской
поэзии неотделим от патриархальной идеализации; лишь в поэзии поздних сентименталистов
(70-80-е гг.) О. Голдсмита, У. Купера и Дж. Крабба содержится социально-конкретное
раскрытие "сельской" темы - массовое обнищание крестьян, брошенные деревни.
Сентиментальные мотивы прозвучали в психологических романах С. Ричардсона,
у позднего Г. Филдинга ("Амелия", 1752). Однако окончательно С. оформляется
в творчестве Л. Стерна, чьё незаконченное "Сентиментальное путешествие"
(1768) дало название всему течению. Вслед за Д. Юмом Стерн показал
"нетождественность" человека самому себе, его способность быть "разным".
Но, в отличие от предромантизма, развивавшегося с ним параллельно,
С. чуждо "иррациональное": противоречивость настроений, импульсивный характер
душевных порывов доступны рационалистич. истолкованию, диалектика души
уловима. Осн. черты англ. С. (Голдсмит, поздний Смоллетт, Г. Макензи и
др.) -"чувствительность", не лишённая экзальтированности, и главное - ирония
и юмор, обеспечившие пародийное развенчание просветительского канона и
одновременно допускавшие скептическое отношение С. к собственным возможностям
(у Стерна).
Общеевроп. культурное общение
и типологич. близость в развитии литератур (психологич. романы П. Мариво
и А. Прево, "мещанские драмы" Д. Дидро, "Мать" Бомарше - во Франции; "серьезная
комедия" К. Ф. Геллерта, рассудочно-чувствительная поэзия Ф. Г. Клопштока
- в Германии) обусловили стремительное распространение С. Однако характерно,
что в Германии и особенно в предреволюционной Франции демокра-тич. тенденции
С. получили наиболее радикальное выражение (Ж. Ж. Руссо, движение "бури
и натиска"). Творчество Руссо ("Новая Элоиза", 1761) - вершина европ.
С. Как позднее И. В. Гёте в "Вертере", Руссо детерминирует сенти-менталистского
героя социальной средой ("Исповедь"). В общественный контекст включены
и сентименталистские герои Дидро ("Жак-фаталист", "Племянник Рамо"). Под
влиянием С. развивается драматургия Г. Э. Лессинга. В то же время франц.
и нем. лит-ру захлёстывает волна прямых подражаний Стерну.
В России представителями
С. были М. Н. Муравьёв, Н. М. Карамзин ("Бедная Лиза", 1792), И. И. Дмитриев,
В. В. Капнист, Н. А. Львов, молодой В. А. Жуковский и др. Преим. дворянский
по своему характеру, рус. С. в значит. степени рационалистичен, в нём сильна
дидактич. установка ("Письма русского путешественника" Карамзина, ч. 1,
1792). В условиях России важнее оказались просветительские тенденции в
С. Совершенствуя лит. язык, рус. сентименталисты обращались и к разговорным
нормам, вводили просторечие. Исследователи находят безусловные черты сентименталистской
поэтики в творчестве А. Н. Радищева.
Среди лит. жанров С.- элегия,
послание, эпистолярный роман, а также путевые заметки, дневники и др. виды
прозы, в к-рых превалируют исповедальные мотивы. Откровенность вплоть до
саморазоблачения в лит-ре С. необыкновенно повысила интерес к личности
самого писателя, в ряде случаев даже сделав его "героем" биографич. легенд
о нём.
Проблема творч. индивидуальности
писателя станет основополагающей в эстетике романтизма. В. А. Харитонов.
В сценич. иск-ве С. развивался
под знаком борьбы с условностями придворного классицистского театра. Культ
чувства, повышенный интерес к внутр. миру человека, характерные для С.,
привели к отказу от классицистской статуарности, условно декламационной
манеры чтения стиха. Новый репертуар потребовал от актёра разработки бытового
поведения персонажей, показа развития образа, передачи интонаций живой
взволнованной разговорной речи. Изменения произошли и в оформлении спектакля
- стандартные "дворцовые" декорации сменились более реальной бытовой обстановкой,
условный костюм - более близким к современности, появился характерный грим
и др. Всё это определило накопление реалистич. тенденций в актёрском иск-ве,
в различной степени проявившихся в творчестве выдающихся актёров 2-й пол.
18 в.- Д. Гаррика (Великобритания), Ф. Л. Шредера и И. Ф. Брокмана (Германия).
Влияние С. в рус. театре сказалось в игре А. Д. Каратыгиной, Я. Е. Шушерина,
В. П. Померанцева.
Л. А. Левбарг.
Лит.: Проблемы Просвещения
в мировой литературе, М., 1970; Благой Д. Д., История русской литературы
XVIII в., 4 изд., М., 1960; Тройская М. Л., Немецкий сентиментально-юмористический
роман эпохи Просвещения, Л., 1965; Елистратова А. А., Английский роман
эпохи Просвещения, М., 1966; Fitzgerald М., First follow nature, N. Y.,
1947; История западноевропейского театра, т. 2, М., 1957; Асеев Б. Н.,
Русский драматический театр XVII-XVIII веков, М., 1958.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я