СЕРБИЯ
Осн. базой развития
капитализма в С. почти до кон. 19 в. было с. х-во, в к-ром преобладало
мелкое и среднее крест. землевладение. Феод. пережитки и самодер-жавно-деспотич.
режим Милоша Обреновича (князь в 1815-39, 1858-60) мешали преодолению хоз.
и политич. отсталости С. В 1835 скупщиной была принята первая серб. конституция
(см.
Сретенский устав), но Милош вскоре её отменил. В 1838 под нажимом
уставобранителей
(защитников
конституции) султан издал конституцию для С. (Турецкий устав). В 1839 Милош
Обренович отрёкся от престола. В 1842 уставобранители свергли его сына
Михаила, посадив на престол своего ставленника Александра Карагеоргиевича
(князь до 1858). В период пребывания у власти уставобранителей в С. происходило
складывание капиталистич. отношений, сопровождавшееся широким культурно-нац.
движением сербов, наиболее видным представителем к-рого был Вук Караджич.
Александр
Карагеоргиевич проводил проавстр. политику, к-рая вызывала недовольство
в народе. В 1858 скупщина лишила Александра Карагеоргиевича престола и
покончила с олигархич. режимом уставобранителей. Михаил Обренович (правил
в 1860-68)провёл реорганизацию гос. управления, подчинив его своей абсолю
тистской власти. В 1868, после убийства кн. Михаила, к власти пришло правое
крыло либералов во главе с И. Ристичем, настоявшее на принятии в
1869 скупщиной умеренно либеральной конституции. В идейной борьбе с консерваторами
и либералами сложился революц.-демократич. лагерь во главе с Ж. Жуёвичем
и С. Марковичем. В сербо-черногорско-турецких войнах 1876-78
С. опиралась на помощь России, начавшей в 1877 войну с Турцией. Победа
России (см. в ст. Русско-турецкие войны 17-19 вв.)
и успехи сербских
войск обеспечили С. полную независимость и значительное расширение её терр.
(по решению Берлинского конгресса 1878). Правящие круги С. во главе
с Миланом Обреновичем (правил в 1868-89) проводили австрофильский курс.
Австро-сербская тайная конвенция 1881 ставила С. под фактич. протекторат
Австро-Венгрии. При поддержке Австро-Венгрии кн. Милан провозгласил себя
в 1882 королём, а С.- королевством. В условиях обострения социальных и
политич. противоречий в 1881 оформились осн. бурж. партии С.: Радикальная
во главе с Н. Пашичем, Прогрессивная (т. н. напредняки) и Либеральная.
В 80-90-е гг. в С. возникли первые рабочие орг-ции: Общее рабочее об-во,
Объединение ремесленников, Ремесленно-рабочий союз. В окт. 1883 в Вост.
С. вспыхнуло крестьянское Тимокское восстание, подавленное войсками. В
нояб. 1885 правящие круги С. развязали войну с Болгарией. Поражение в войне
(1885-86) и обострение внутр. положения в С. заставили Милана принять в
1888 конституцию, к-рая устанавливала ответственность пр-ва перед парламентом
(скупщиной) и декларировала осн. бурж. права и свободы.
В 1893 реакц. клика во главе
с королём Александром (правил в 1889-1903) совершила гос. переворот. Конституция
1888 была заменена в 1894 конституцией 1869, установлен авторитарный режим.
В мае 1903 Александр Обренович
был убит группой офицеров-заговорщиков. Скупщина избрала на престол Петра
I Кара-Георгиевича и восстановила (с незначит. изменениями) конституцию
1888.
Во внеш. политике радикалы
- гл. бурж. партия С.- ориентировались на страны Антанты, что привело к
столкновению с Австро-Венгрией. Боснийский кризис 1908-09 ускорил
создание направленного против Турции, фактически и Австро-Венгрии, Балканского
союза 1912. В результате Балканских войн 1912-13 терр. С. увеличилась
почти вдвое. В условиях быстрого развития капитализма новой обществ. силой
становится пролетариат. В 1903 были осн. Сербская социал-демократическая
партия (ССДП) и единая профсоюзная орг-ция С.- Гл. рабочий союз. Под
влиянием рус. Революции 1905-07 усилилась стачечная борьба. Стремясь подавить
возраставшее освободит. движение слав. народов, правящие круги Австро-Венгрии
использовали в качестве предлога для нападения на С. Сараевское убийство
(июнь
1914). Несмотря на героич. сопротивление серб. армии, терр. С. в кон. 1915
была оккупирована австро-герм. и болг. войсками. В июле 1917 серб. пр-во,
находившееся в эмиграции, подписало с Югославянским комитетом (осн. в 1915
в Лондоне) Корфскую декларацию, предусматривавшую по окончании войны
объединение С. и югославянских земель Австро-Венгрии в единое независимое
гос-во. В сент. 1918 терр. С. была освобождена войсками Антанты при активном
участии серб. армии. 1 дек. 1918 в Белграде было провозглашено создание
единого Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 - Югославия).
Великодержавная сербская буржуазия во главе с династией Карагеоргиевичей
заняла господствующее положение в гос-ве; Видовданская конституция (июнь
1921) юридически закрепила эту победу великосербских кругов. В годы революционного
подъёма 1919-20 в С., как и в др. частях гос-ва, проходили революц. выступления
рабочих, крестьян и солдат; в апр. 1919 образовалась Социалистич. рабочая
партия Югославии (коммунистов), переименованная в 1920 в компартию Югославии
(КПЮ). В условиях роста нац.-освободит. движения др. югославских народов,
подъёма рабочего и крестьянского движения в стране правящие круги великосерб.
буржуазии, оказавшиеся неспособными упрочить своё господство при помощи
парламентских методов, установили в стране военно-монархич. диктатуру (янв.
1929).
В апр. 1941 С. вместе со
всей Югославией была захвачена нем.-фаш. оккупантами, к-рые в авг. 1941
создали в Белграде марионеточное "серб. пр-во" во главе с ген. М. Недичем.
7 июля 1941 по призыву КПЮ в С. началось освободит. восстание против гитлеровских
оккупантов. В нояб. 1941 в г. Ужице был создан Гл. нар,-освободит. к-т
С.- верх. орган нар. власти в освобождённых р-нах С., получивших назв.
Ужицкой республики. Освободит. война сербского народа была частью Народно-освободительной
войны в Югославии 1941-44. Терр. С. была окончательно освобождена в
окт. 1944 (см. Белградская операция 1944). В ноябре 1944 в С. был
избран верховный законодательный орган - Антифаш. вече нар. освобождения
С. (в авг. 1945 преобразовано в Нар. скупщину С.). После провозглашения
Федеративной Народной Республики Югославии (ФНРЮ) 29 нояб. 1945 С. стала
одной из 6 нар. республик; положение н суверенные права Нар. Республики
С. (НРС) как равноправного чл. федерации были закреплены конституцией ФНРЮ
и конституцией НРС (1946). В соответствии с конституциями Югославии и С.
(1963 и 1974) С.- социалистическая республика в составе СФРЮ. В С., как
и во всей Югославии, были проведены глубокие революционные преобразования,
осуществляется строительство социализма (см. Югославия, раздел Исторический
очерк). Ведущей идейной и политич. силой в строительстве социализма является
Союз
коммунистов Югославии (СКЮ). В С. действуют: как составная часть СКЮ
-Союз коммунистов (СК) Сербии (ц в его составе СК Воеводины и СК Косово)
н как составная часть Социалистического союза трудового народа Югославии
- Социалистический союз трудового народа (ССТН) Сербии (и в его рамках
- ССТН Воеводины и ССТН Косово).
А. Е. Москаленко (до
С., особенно Воеводина и
Осн. роль в перевозках играют
С. Н. Раковский.
Культурное строительство
Большинство науч. учреждений
В 1974 в С. насчитывалось
В 1975 в С. издавалось 9
В С. св. 40 радиостанций,
В 1972 было 105 больничных
Литература. Истоки серб,
В последнем десятилетии 15
Тур. иго задержало развитие
В 18 в. в результате миграции
Нац.-освободит. и антифеод.
В условиях обострения классовых
Создание после окончания
В кон. 20-х гг. выдвигаются
В период фаш. оккупации Югославии
Часть писателей (Д. Максимович,
После освобождения С. и победы
В нач. 50-х гг. в серб. лит-ре
Серб. проза 50-60-х гг. представлена
Центр. место занимает проблематика
1. Керамический сосуд из
В 9-10 вв. с образованием
Ср.-век. города С. имели
В едином гос-ве Неманичей
В миниатюре визант. влияния
В 19 в. в С. появляются элементы
После 1-й мировой войны 1914-18
Дж. Андрееви-К у н. "Похороны".
После 1945 в Нар. Республике
События нац.-освободит. борьбы,
В нар. зодчестве сохраняются
Получили известность композиторы
Н. М. Ямполъский.
Большое значение имела деятельность
Во время 2-й мировой войны
В Белграде в 1950 создана
Н. М. Вагапова.
Илл. см. на вклейке, табл.
Лит.: История Югославии,
Очерки, М., 1966; Белоусов
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
кон. 18 в.), В. Г. Карасёв.
Хозяйство. С. даёт
ок. 2/
(1974) Югославии. В образовании нац. дохода С. доли пром-сти и с. х-ва
примерно равны, однако в сельском, лесном х-ве и рыболовстве занято св.
1/2 (51% в 1971, перепись) экономически активного населения, в пром-сти,
стр-ве и ремёслах - 24%, на транспорте - 3%, в торговле и др. отраслях
обслуживания -5% (всего экономически активного населения -8,9 млн. чел.
в 1971). Ведущее место принадлежит отраслям тяжёлой промышленности (энергетической,
горнодобывающей, металлургии и машиностроению). Энергетика базируется на
использовании местных запасов бурого угля и лигнитов (басс. Колубарский,
Костолацкий, Косовский и др.), произ-во электроэнергии также на крупных
ГЭС - Джердап, или Железные Ворота, на Дунае (совм. с Румынией), Зворник
и др. на pp. Дрина, Вла-сина, Лим и т. д.; в Воеводине - добыча нефти.
В С. сосредоточена вся добыча, выплавка и прокат меди (Бор, Майданпек в
Вост.-Серб. горах) и сурьмы, 3/4 свинца и цинка (Трепча, Шабац, прокат
- Светозарево, Севойно) в Югославии. Новый комбинат чёрной металлургии
(в Смедерево). В непосредственной связи с цветной металлургией развивается
хим. пром-сть, особенно произ-во серной кислоты и минеральных удобрений
(3/4 продукции Югославии: Шабац, Косовска-Митровица, Панчево, Белград и
др.). Расширяется выпуск искусств. волокон и нефтехимич. продукции в Панчево.
Многоотраслевое машиностроение: электротехника и электроника (Белград,
Ниш, Суботица), произ-во с.-х. машин (Нови-Сад, Зренянин, Белград), горного
оборудования (Белград, Ниш, Крагуевац), автомобилей - легковых (Крагуе-вац,
крупнейший з-д в Югославии) и грузовых (Прибой). В С. имеется значит, текст.,
кож., обув. произ-во; развита пищ. пром-сть (от 1/2 до 2/3 её продукции
в стране). Эти отрасли размещаются в основном в авт. крае Воеводина, а
также в Белграде и др. крупных городах.
долина Моравы,- гл. с.-х. р-н Югославии, преим. зерново-животноводческого
направления: 2/з сбора зерновых (пшеница, кукуруза, рожь), сах.
свёклы, конопли, подсолнечника и др. технич. культур, ок. 2/
жел. дороги - длина 3,9 тыс. км. Судоходство по Дунаю и Саве, порты
- Белград, Нови-Сад и Смедерево. Крупный аэропорт в Белграде (Сурчин).
и здравоохранение. В 1971 грамотность населения составляла 82,5%. Осн.
вид школы -восьмилетка. В 1973/74 уч. г. в школах обучалось св. 1 млн.
уч-ся. Полное ср. образование дают гимназии. В 1973/74 уч. г. в 166 гимназиях
обучалось св. 85,6 тыс. уч-ся. Работают школы для подготовки квалифицированных
рабочих, технич. и другие спец. школы, школы для взрослых (в 1973/74 уч.
г. 268,6 тыс. уч-ся). В С.- 4 университета (Белградский университет,
Нишский
ун-т, осн. в 1965, ун-ты в Нови-Саде, осн. в 1960, и Приштине, осн. в 1970).
В 1974/75 уч. г. в вузах обучалось 179,3 тыс. студентов.
находится в Белграде: н.-и. ин-ты федерального подчинения - ядерной физики
им. Б. Кидрича (осн. в 1947), растениеводства (1945), механизации с. х-ва
(1947) и др.; высшее науч. учреждение республики -Сербская академия наук
и искусств (1886, реорганизована в 1944, имеет 7 отделений, св. 25 НИИ);
исследовательские подразделения Белградского ун-та - геологич. ин-т (1880),
ботанич. ин-т и сад и др.; работают также Сейсмологич. ин-т (1906), Ин-т
здравоохранения (1924), астрономич. и метеорологич. обсерватории (основаны
в 1887), науч. об-ва и ассоциации, федеральные (физико-математич., фи-зич.,
инженеров и техников и др.) и региональные (педагогич., химич., биологич.,
геологич. и др.). В г. Нови Сад - Матица сербская; при ун-те имеются
н.-и. ин-ты права, биологич., химич., технологич. и др. При ун-те в Нише
- также несколько н.-и. ин-тов.
1102 нар. библиотеки, 433 науч. и спец. б-ки, 101 музей.
ежедневных газет общим тиражом св. 90 тыс. экз. и более 600 журналов и
др. периодич. изданий. Наряду с выходящими в Белграде центр. газетами "Борба",
"Политика", "Комунист" ("Komunist"; еженедельная, орган Союза коммунистов
Югославии и Союза коммунистов Сербии) и др. в С. выходят: "Дневник", ежедневная
газета на сербо-хорв. яз., издаётся в Нови-Саде, орган краевой орг-ции
Социалистич. союза трудового народа Воеводины; "Мадьяр со" ("Magyar Szo"),
ежедневная газета на венг. яз., издаётся в Нови-Саде, орган краевой орг-ции
Социалистич. союза трудового народа Воеводины; "Единство" ("Jedinstvo"),
издаётся в Приштине 2 раза в неделю, орган краевой орг-ции Социалистического
союза трудового народа Косово; "Рилиндя" ("Rilindja"), ежедневная газета,
издаётся в Приштине на алб. яз., орган краевой орг-ции Социалистич. союза
трудового народа Косово, и др.
телевизионные центры в Белграде (телевидение с 1958), Приштине и Нови-Саде
(телевидение с 1972).
(44,3 тыс. коек) и св. 4 тыс. амбулаторно-поликлинич. учреждений; работали
6,7 тыс. врачей, 1,5 тыс. стоматологов. Бальнеологич. курорты Врнячка-Баня,
Нишка-Баня.
Туризм.
лит-ры восходят ко 2-й пол. 9 в., ко времени деятельности Кирилла и
Мефодия и их учеников. Ср.-век. лит-pa имела преим. церк.-дидактич.
характер: жития, "похвалы", песни. Первые выдающиеся памятники серб. письменности
- Мирославово евангелие (12 в.), соч. Стефана Первовен-чанного (ок. 1165-1227),
Саввы (1175-1235), Доментиана (ок. 1210- после 1264) и др. Ценные ист.
и географич. сведения о С. периода феод. междоусобиц и наступления турок
содержит "Житие деспота Стефана Лазаревича" (1431-35) Константина Философа
(Костенческого; кон. 14 в.- после 1439). Серб, лит-ра развивалась во взаимодействии
с др. европ. лит-рами; сербо-болг. и сербо-рус. лит. контакты, известные
уже с 11 в., были особенно плодотворны в 13-15 вв.
- нач. 16 вв. зародилось книгопечатание на сербском языке.
серб. лит-ры. В 16-17 вв. появлялись немно-гочисл. переработки визант.
и рус. хронографов и др. сочинения. Наиболее полно духовная жизнь серб.
народа выражалась в фольклоре.
сербов из земель, занятых турками на севере, центр духовной жизни переместился
на терр. юж. Венгрии. Усиливается связь сербов с Россией. Под влиянием
рус. церк. книг и учебников складывается славяно-серб. яз., сыгравший заметную
роль в становлении литературы серб. Просвещения. Процесс культурного возрождения
сербов в 18 в. наиболее полно отразил просветитель Доситей Обрадович (около
1742-1811), заложивший основы светской литературы.
движение, становление гос. и культурной самостоятельности сербов определили
подъём духовной жизни 1-й пол. 19 в. Возникли культ.-просвет. и научные
об-ва (старейшее из них - Матица сербская, осн. 1826), появилась лит. периодика.
Лит-ра живо усваивает европейские традиции -классицистические (патриотические
поэмы Л. Мушицкого, 1777-1837), сентименталистские (романы М. Видаковича,
1780-1841, драмы И. Вуйича, „1772-1847). Реалистические комедии И. Стерия-Поповича
(1806-56) закладывают основы нац. театр. репертуара. Выдающаяся роль в
лит-ре этого периода принадлежит филологу, фольклористу и историку В. С.
Караджичу (1787-1864)-идеологу нац. возрождения, выступавшему за нац. самобытность
лит-ры, её связь с жизнью народа. Идеи Караджича восприняли романтики.
Связь с нац.-освооодит. движением определила тяготение романтиков к лит-ре
героич., нац.-патриотич. плана. Наиболее ярко серб. романтизм выразился
в кон. 40 -70-х гг. в творчестве поэта-черногорца П. Негоша (1813-51; драматич.
поэма "Горный венец", 1847), поэтов Б. Радиче-вича (1824-53), Дж. Якшича
(1832-78), И. Йовановича-Змая (1833-1904), Л. Кс-стича (1841-1910). Якшич
и Костич выступили также с трагедиями на сюжеты из нац. истории. Центром
лит. жизни стал Нови-Сад (Воеводина). Ведущие журналы-"Даница" (1860-71),
"Явор" (1862-1863), "Матица" (1866-70).
противоречий (60-е гг.) в лит-ре отмечаемся поворот к реализму, программу
к-рсго содержали статьи революционера-демократа С. Марковича (1846-75).
В становлении сербского реализма важен опыт русской реалистической литературы.
Реалистич. тенденции заметны уже у романтиков (сатира Змая, проза Якшича).
Первые реалисты - М. Глишич (1847-1908), Л. Лазаревич (1851-90), Я. Веселинович
(1862-1905) - тяготеют к жанрам социально-бытовой прозы. Становление романа
связано с творчеством Я. Игнятовича (1824-89). В кон. 19 в. творчество
С. Матавуля (1852-1908), С. Сремца (1855-1906), С. Ранковича (1863-99)
расширяет сферу художеств. содержания реализма, усложняет его социально-ист.
проблематику, обнаруживает тяготение к большим повествоват. жанрам, к роману.
Яркую страницу в развитие реализма вписывает сатира -проза Р. Домановича
(1873-1908), остросоциальные комедии Б. Нушича (1864-1938), поэзия В. Илича
(1860-1894). С кон. 90-х гг. лит. процесс осложняется в результате взаимодействия
различных идейно-художеств. тенденций. Принципы реализма отстаивает выдающийся
критик и историк лит-ры И. Скерлич (1877-1914). В творчестве писателей-реалистов
И. Чипико (1869-1923), Б. Станковича (1876-1927), П. Кочича (1877-1916)
идёт дальнейшее нарастание социального критицизма; углубляется психологизм,
расширяются жанровые и стилистич. рамки. Модернистское течение представлено
творчеством символистов-парнасцев И. Дучича (1871-1943), М. Ракича (1876-1938),
В. Петковича-Диса (1880-1917). Традиции демократия, поэзии продолжают А.
Шантич (1868-1924), В. Петрович (1884-1967). С творчеством К. Абрашевича
(1879-98) и плеяды рабочих поэтов связано становление пролет. лит-ры.
1-й мировой войны 1914-18 Югосл. гос-ва (1918) ознаменовало новый период
и в развитии серб. лит-ры. Наряду с поэтами старшего поколения (Шантич,
Петрович, Дучич, Пандурович), продолжавшими традиции реализма и символизма,
появляются поэты-экспрессионисты (И. Андрич, р. 1892, М. Црнянский, р.
1893, С. Винавер, 1891-1955). Видное место в серб. прозе занимала воен.
тема. В произв. Чипико, Нушича, Петровича наряду с прославлением героизма
серб. народа звучит гуманистич. осуждение войны, несущей народу бедствия
и разорение. Писатели младшего поколения (Црнянский, Д. Васич, 1885-1945)
воссоздают переживания "потерянного поколения''. Для нек-рых экспрессионистов
характерны переход к историч. тематике и усвоение реалистич. принципов
(Андрич, Црнянский и др.). Проблематику послевоен. жизни разрабатывали
писатели-реалисты. Нушич создал юмористич.-сатирич. повесть "Автобиография"
(1924), комедии "Госпожа министерша" (1929), "Мистер доллар" (1932) и др.
Новые социальные мотивы внесли в лит-ру Петрович, И. Секулич (1877-1958),
Б. Чосич (1903-34; роман "Скошенное поле", 1934).
опирающаяся на революц. идеологию "социальная литература" и сюрреализм.
В 30-е гг. как течение сюрреализм распался: часть левых сюрреалистов (Дж.
Йованович, 1909-43; О. Давичо, р. 1909; А. Вучо, р. 1897; К. Попович, р.
1908) присоединяется к "социальной литературе", приняв осн. принципы марксистской
эстетики и поэтики социалистич. реализма. Во 2-й пол. 30-х гг. "социальная
литература" освобождается от нек-рых черт схематизма и упрощенчества. Вершиной
социальной поэзии этого периода является творчество поэта-черногорца Р.
Зоговича (р. 1907; сб-ки "Кулак", 1936, "Огненные голуби", 1939). Заметных
успехов добились революц. писатели И. Попович (1905-52), Ч. Миндерович
(1912-68). Укреплению реалистич. тенденций способствовала публицистич.
и лит.-критич. деятельность Йовановича, В. Глигорича (р. 1899) и др.
мн. писатели, включившись в нар.-освободит. войну против захватчиков, продолжали
лит. деятельность (Зогович, Попович, Б. Чопич, р. 1915, М. Лалич. р. 1914,
Миндерович и др.).
р. 1898, Андрич, Петрович и др.) бойкотировала коллаборационистские издания.
Только небольшая группа писателей реакц. толка выступила против нар.-освободит.
войны или прямо сотрудничала с оккупантами (Дучич, С. Стефанович, 1874-1944,
Васич и др.).
нар. революции организуется Об-во серб. писателей (1945), объединившее
писателей, стоявших на антифаш. позициях и признавших завоевания нар. революции.
В 1946 состоялся 1-й съезд писателей Югославии. В нач. 50-х гг. центр.
место занимает тема нар.-освободит. войны, революции и новой жизни. Яркой
публицистичностью отличаются послевоен. стихи Зоговича; приближается к
реализму поэзия Давичо, М. Дединаца (1902-66). Романтич. восприятием действительности
отличается творчество поэтов молодого поколения - С. Вукосавлевича (р.
1927), С. Марковича (р. 1928). Крупным событием в серб. прозе стал выход
в 1945 романов Андрича "Мост на Дрине", "Травницкая хроника", "Барышня".
происходит резкое размежевание между сторонниками реализма (группировались
вокруг журн. "Современник") и различных модернистских течений (группировались
вокруг журн. "Дело"). В поэзии возникают новые течения. В значит. мере
меняются тематика, идейная направленность, эмоциональная окраска, формы
выражения. Наряду с революц. оптимизмом, характерным для первых послевоен.
лет, появляются настроения пессимизма. Выявляется тенденция "романтического
интимизма" (С. Раичкович, р. 1928, Маркович), отрывавшего повзию от мн.
животрепещущих проблем обществ. жизни; развивается "абстрактный интеллектуализм"
(В. Попа, р. 1922; М. Павлович, р. 1928; И. Христич, р. 1933). Интимную
лирику, сатирико-публицистич. стихи, бичующие снобизм и мещанское опошление
идеалов коммунизма, создаёт Зогович. Зрелости и высокого мастерства достигает
в 50-60-е гг. поэзия Максимович (сб-ки "Говори тихо", 1961, "Прошу помилования",
1964), несущая гуманистич. и обществ. звучание. В эстетике и лит. критике
50-60-х гг. наряду с концепциями сюрреализма и др. модернистских течений
имеют место попытки синтеза реализма и модернизма.
различными художеств. тенденциями и творческими методами.
революции: романы писателей-реалистов "Прорыв" (1952) Чопича, "Лелейская
гора" (1957, 2 изд. 1962) Лалича, а также романы писателей, стремящихся
эклектически соединить реализм с сюрреалистич. приёмами -"Песня" (1952)
Давичо, "Солнце далеко" (1951), "Разделы" (1961) Д. Чосича (р. 1921). Важное
место в прозе занимает и проблематика послевоен. жизни страны (романы Чопича,
сатирич. романы Э. Коша, р. 1913, Давичо). Среди произв., дающих своеобразный
синтез реализма, экспрессионизма и натурализма,-романы Црнянского (''
Переселение",
книга вторая, 1957); крайний абстракционизм в прозе представляют произв.
Р. Константиновича (р. 1928). Совр. серб. драматургия представлена творчеством
М. Джурджевича (р. 1920), Дж. Лебовича (р. 1928), Б. Михайловича (р. 1922)
и др. Зарождается новый жанр - радиодрама. Для лит. критики и литературоведения
характерно существование разнообразных течений эстетич. мысли (Д. Еремич,
р. 1925; 3. Гаврилович, р. 1926, и др.). Р. Ф.Доронина, М. В. Богданов.
Изобразительное
искусство и архитектура. На территории С., расположенной на стыке культурных
влияний Средиземноморья, Ближнего Востока, Эгейского мира и Западной Европы,
образовались богатейшие напластования древних и ср.-век. культур. К эпохе
неолита (5-3-е тыс. до н. э.) относятся углублённые в землю жилища, многообразные
по формам керамич. сосуды, украшенные расписными геом. узорами, каннелюрами,
гравировкой, инкрустацией, обобщённые по формам статуэтки людей и животных
(культуры Старчево, Винча и др.). Культуры эпохи бронзы (2-е тыс.
до н. э.) связаны с эгейским миром, но сохраняют и местные традиции (низкие
широкогорлые сосуды из глины с инкрустированным геом. узором; глиняные
статуэтки с нарядной геом. орнаментацией, в т. ч. "Кличевацкий идол"; колесница
из Дупляи с фигурой птицеголового божества, и др.). К 1-му тыс. до н. э.
относятся укреплённые поселения, ювелирные изделия и мелкая бронзовая пластика
фракийцев,
иллирийцев, кельтов.
Во 2 в. до н. э.-4 в. н. э. сооружаются рим. воен.
лагеря с обществ. зданиями, дворцами, термами - Сингидунум (ныне Белград),
Наиссус (ныне Ниш); сохранились др.-рим. статуи, портреты, стелы. В 5-6
вв. строятся визант. города (Царичин-Град) с храмами, дворцами, жилыми
и торг.зданиями; замечательны визант. и древнеславянские золотые филигранные
украшения и серебряная утварь 6-9 вв.
Омолицы. 1-я пол. 2-го тыс. до н. э. 2. Керамическая колесница из Дупляи.
Конец 2-го тыс. до н. э. 3. Мраморная голова девушки из Сингидунума. Конец
1 в. (Все - в Народном музее, Белград.)
сербских феод. гос-в и принятием христианства (православия) началось стр-во
крепостей (деревянных и каменных) и кам. купольных центрич. храмов и базилик,
расписывавшихся фресками.
торг. площадь в центре, радиальные улицы, жилую 2-3-этажную застройку;
деревянные, каменные, саманные дома - с двускаткой крышей, крытой дранкой
или кам. плитками. Города и монастыри окружались кам. стенами. На торг.
путях строились крепости с массивными зубчатыми стенами, башнями разной
высоты и княжескими дворцами. В горах план их следует рельефу (Звечан,
11 -12 вв., Маглич, 14 в.), на равнинах крепости имеют регулярный план
(Смедерево, 1428-56).
(2-я пол. 12-14 вв.) сложилась архит. школа Ра-шки: монастыри ("задужбины"),
массивные кам. церкви с притворами в монастырях Сгуденица (церковь Успения
богородицы; 1183-96), Жича (1208-15), Милешева (ок. 1234-36), имевшие единое
вытянутое пространство и купол над средокрестием; общий византийский характер
сочетается с романскими аркатурными поясами и перспективными порталами,
с богатой декоративной резьбой по мраморной облицовке (растительный узор
со стилизованными фигурками зверей, птиц, фантастических существ, оплетающий
порталы и окна). Во 2-й пол. 13 - нач. 14 вв. большую стройность и нарядность
приобретают храмы - базилики (в монастыре Сопоча-ни, 1264-65), имеющие
подчас купол на высоком барабане (в монастыре Дечани, 1327-35, арх. Вит
из Котора). Фрески в храмах следовали канонам визант. иконографии, но имели
свои особенности (портреты ктиторов, в том числе групповые). Фрескам 13
в. (в Милешеве, ок. 1235-36, Сопочани, ок. 1265) присущи лиризм, ясность
и одухотворённость, спокойный величеств. характер, сдержанная выразительность
поз и жестов, певучий ритм линий, гармоничность светлых, чистых красок.
В 1-й пол. 14 в. усиливается влияние визант. культуры - в крестово-купольных
храмах косово-метохийской школы (церковь св. Димитрия в Пече, 1321-24,
пятикупольная церковь в монастыре Грачаница, 1315-21), красиво выложенных
из кирпича и камня, во фресках церкви Иоакима и Анны в Студенице(после
1314), в Грачанице (1321-22) с развёрнутыми сюжетными циклами, многофигурными
детализированными композициями, выразительными динамичными фигурами. Во
2-й пол. 14 в. с перемещением под натиском турок сербской культуры к северу
формируется моравская архит. школа: лаконичные по формам крестово-купольные
храмы - четырёхстолпные (в монастыре Манасия, 1407-18) и бесстолпные (в
монастыре Каленич, 1405-1413), с апсидами по трём сторонам, с западным
притвором и башней над входом - украшались в фольклорном духе, обильно
и причудливо, узорной кирпичной кладкой, плоской резьбой по камню, глазурованной
керамикой. Фрески кон. 14 - нач. 15 вв. (в Манасии, Калениче, 1-я четв.
15 в.) более декоративны, их рисунок более детален, а светлый колорит утончённее,
мягче, чем в ранних росписях. Иконопись 13- сер. 15 вв. отличается суровой
выразительностью образов, строгой сдержанностью колорита, обобщённостью
рисунка, а затем приобретает черты декоративной орнаментальности.
переплетаются с романскими. Золотая и серебряная утварь, кресты, оклады
евангелий украшались чеканкой, филигранью, гравировкой. Развиты были резьба
по дереву (иконостасы с растит. узором), шитьё золотом и серебром (плащаницы),
гончарство (кувшины и миски с зелено-коричневой и жёлтой поливой). Со 2-й
пол. 15 в. тур. завоеватели строили в городах мечети, минареты, караван-сараи,
крытые рынки, бани. Распространились 2-3-этажные каркасные дома с глухими
стенами и выступающими верхними этажами. С кон. 17 в. в Воеводине (вошедшей
в состав Австрии) строились церкви и гор. дома в формах барокко, а позже
классицизма, исполнялись патриотич. гравюры (X. Жефарович); живопись 18
в. (иконы, портреты) испытала влияние барокко (Т. Крачун) и рококо (Т.
Чешляр). В центр. областях С. в 17 -нач. 19 вв. строились деревянные церкви
с высокой двускатной крышей.
регулярного градостроительства, строятся здания в традициях местного ср.-век.
зодчества (дом княгини Любицы в Белграде, 1829-36, арх. X. Н. Живкович),
в духе европ. эклектики (Нар. театр в Белграде, 1868-69, арх. А. Бугарский),
а в нач. 20 в. также в стиле "модерн" (отель "Москва" в Белграде, 1906,
арх. И. Илкич) и неовизант. стиле (церковь Александра Невского в Белграде,
1918, арх. Е. Надич). Классицизм начала 19 в. в живописи связан с просветит,
и нац.-освободит. движением (картины А. Теодоровича на темы нац. истории,
строгие, мужеств. портреты К. Данила). Романтич. настроения, ощутимые в
живописи Д. Аврамовича, одухотворяют драматичные картины Дж. Якшича на
темы освободит. борьбы. Реалистич. ист., жанровые картины и пейзажи Дж.
Крстича динамичны по живописи, полны романтич. волнения. В 70-80-х гг.
развивается жанровая живопись (У. Предич, П. Йованович), не чуждая, однако,
черт идеализации и поверхностного бытописательства. Реалистич. восприятие
нац. жизни сочетается со свободной экспрессией и звучностью цвета в картинах
Н. Петрович, с декоративной выразительностью - в портретах М. Пьяде. Влияние
импрессионизма и фовизма проявилось в пейзажах М. Миловановича.
с ростом пром-сти и городов обостряется контраст между благоустроенными
гор. центрами и стихийно растущими р-нами трущоб. В 1930-х гг. в работах
арх. Д. Брашована и Н. Добровича появляются простые геом. формы, функционально
оправданные планы, что сочеталось с изысканностью декора (здание Исполнительного
веча в Нови-Саде, 1938, арх. Брашован). В скульптуре выделялись динамичные,
обобщённые стилизованные статуи Т. Росандича, пластически цельные и психологичные
работы С. Стояновича. В живописи влияния кубизма, фовизма и экспрессионизма
сочетались с острым ощущением красочности и материальности мира в портретах
и пейзажах П. Добровича, М. Конёвича, И. Биелича; к несклассич. простоте
жанровых композиций и пейзажей тяготел С. Шуманович, к интимности и изысканности
- "поэтич. реалисты" И. Табакович и М. Челебонович. Сторонники реалистич.,
социально направленного иск-ва объединились в 1934 в группу "Жизнь"; её
основатель Дж. Андреевич-Кун темпераментно запечатлел трагедии жизни пролетариата
и гор. бедноты, партиз. борьбу 1941-44.
Гравюра на дереве из цикла "Кровавое золото". 1934.
С. были разработаны ген. планы Белграда (1947-1950, арх. Н. Добрович и
др.) и др. городов, предусматривавшие рост и зонирование терр., озеленение,
стр-во новых жилых р-нов, развернулось сооружение заводов, фабрик, рабочих
посёлков, школ, больниц, спортивных центров. В 1950-х гг. создаётся строит.
индустрия, распространяется сборное стр-во, в т. ч. сборные металлич. и
железобетонные каркасы. Башенные дома с лоджиями и балконами сочетаются
с невысокими протяжёнными домами в застройке новых р-нов Белграда, Нови-Сада
и др. Создан свободный по планировке комплекс Нового Белграда. С кон. 1960-х
гг. ведутся комплексные работы по районной планировке С.; усилилось стремление
к пластичности и декоративной выразительности зданий, использованию синтеза
иск-в. Среди крупных сооружений - ансамбль пл. Партизан в Титово-Ужице
(1957-61, арх. С. Мандич, М. Пантович), здания Союзного исполнит. веча
(1950-е гг., арх. В. Поточняк и др.) и Президиума Союза коммунистов Югославии
(1960-е гг., арх. М. Янкович и др.) в Белграде. Романтической символикой
проникнуты мемориальные комплексы в память борцов против фашизма (в Сремска-Митровице,
1959-60, арх. Б. Богданович).
соци-алистич. стр-во отражены в картинах Андреевича-Куна, М. Челебоновича,
Б. Илича. В 1950-60-х гг. в иск-ве С. распространяются формально-пластические
искания, модернистские течения - абстракционизм (С. Челич, Л. Сокич), сюрреализм
(Л. Шейка, В. Величкович), "оп-арт" (А. Томашевич) и др. Выделяются жизнерадостные
картины Л. Вуяклии, близкие к поэтической сказочности фольклора, детские
образы К. Дивяк, в скульптуре - монументальные композиции Н. Глида, И.
Кратохвила, Р. Станковича в память погибших героев, в декоративном иск-ве
- керамич. панно Табаковича, ковры Вуяклии, Конёвича, М. Зорич, керамика,
металл, стекло К. Джорджевича и др.
деревянные, каменные, саманные дома с высокой черепичной или гонтовой кровлей,
часто с открытой галереей; на севере деревянные дома украшаются резьбой
и росписью. Среди нар. ремёсел - вышивка (геометризованный растит. узор),
ковроделие (оезворсовые ковры с геом., растит., зооморфным орнаментом),
резьба по дереву (розетки, сетчатые и спиральные мотивы), керамич. произ-во
(фигурные сосуды, узкогорлые кувшины), резьба и роспись по камню (надгробия,
придорожные стелы).
Музыка. В нар. быту
сербов распространено гл. обр. песенное творчество. Его носителями были
странствующие нар. певцы-сказители, т. н. гуслары,- исполнители эпич. "юнацких"
песен, аккомпанировавшие себе на нар. смычковом инструменте - гусле. Муз.
и поэтич. красотой отличаются лирич. песни (преим. женские), популярны
хороводные. Характерные черты серб. муз. фольклора -интервалы увеличенной
секунды, широкая распевность, ритмич. разнообразие. Первые композиторы
С.- капельмейстер И. Шлезингер, работавший в сер. 19 в. в Белграде и организовавший
там воен. оркестр (писал произв. для этого оркестра и музыку к спектаклям
драм. театра), и Н. Джуркович (патриотич. хоры, особенно популярные в 1848),
к-рый был также певцом, актёром и хормейстером. В 1838 в Панчево возник
первый хоровой кружок, в 1853 организовано Белградское певч. об-во. В формирование
нац. муз. культуры значит. вклад внёс композитор и пианист К. Станкович
-руководитель Белградского певч. об-ва (с 1863) и церк. певч. общества
"Корнелие" (с 1881); знаток серб. муз. фольклора, он опубликовал обработки
нар. песен для голоса и фп. В дальнейшем выдвинулся Д. Енко, автор театр.
музыки и патриотич. песен, осн. на нац. мелодике. Большую роль в развитии
музыки С. сыграли И. Маринкович, создатель серб. сольной песни и романса,
и композитор С. Мокраняц, собиратель муз. фольклора (хоровые сюиты "Руковети"
- обработки серб., макед., черногорских и др. нар. напевов). Мокраняц руководил
ок. 30 лет (с 1887) Белградским хоровым об-вом, совершил с его хором поездки
в др. страны Европы, в т. ч. в Россию (1896); он организовал Союз хоровых
об-в и Ассоциацию серб. музыкантов. Во 2-й пол. 19 в. муз. жизнь в С. определялась
гл. обр. работой хоровых об-в, крупнейшее из них - Академич. певч. об-во
(осн. в 1884; с 1887 наз. "Обилии"). В 1899 в Белграде открылась первая
Серб, школа музыки (ныне Гос. ср. муз. школа "Мокраняц"). В Нац. театре
("Народно позориште") в Белграде шли т. н. пьесы с пением ("комад с певанем").
В 1882 здесь поставлена первая серб. оперетта "Колдунья" Енко, в 1902 Б.
Йоксимович написал первую серб. оперу "Женитьба Милоша Обилича", в 1903
поставлена опера С. Бинички "На заре". Среди др. оперных композиторов -
И. Баич ("Князь Иван из Сомберии"), П. Крстич. Под рук. Бинички и С. Христича
в Нац. театре в 1920 была организована самостоят. оперная труппа, в 1922-
балетная, репертуар к-рых составляли гл. обр. соч. П. Конёвича, М. Милоевича,
Христича и др. югосл. композиторов, выдвинувшихся после 1-й мировой войны
1914-18. Популяризации их музыки способствовали также Белградское филармонии.
об-во (с 1923), имевшее симф. оркестр, Белградский фп. квартет, Белградское
трио, камерный оркестр "Коллегиум музикум" при ун-те (рук. Милоевич). В
1937 в Белграде была основана Муз. академия. В кон. 1930-х гг. выдвинулся
В. Вучкович (коммунист, убит фашистами в 1942), музыковед, композитор и
дирижёр. В Нар. Югославии началось интенсивное развитие сербской муз. культуры.
М. Ристич, С. Райичич, В. Перичич, Любица Марич, А. Обрадович и др. В 1945
возобновила работу оперная труппа Нац. театра (до 1963 рук. О. Данон) в
Белграде; среди солистов - М. Чангалович, А. Маринкович, 3. Зикова. С 1957
работает Ин-т музыковедения Сербской АН. В 1967 открылся концертный зал
Филармонии (её руководитель в 1952-61 К. Баранович). Выступают симф. и
камерный оркестры (рук. Л. Якич, Ж. Здравкович), различные муз. коллективы
Белградского радио и Дома Югосл. нар. армии, ансамбль нар. танца "Коло"
и др. проф. и самодеятельные оркестры, инструментальные и вокальные ансамбли.
Среди музыкантов 1960 - 70-х гг.-композиторы П. Бергамо, П. Озгиян, Э.
Иосиф, Д. Радич, В. Мокраняц; дирижёр Ж. Здравкович; пианист 3. Марасович;
скрипач Л. Марьянович; певцы Цвеич (семья), певица В. Хейбал; музыковед
С. Джурич-Клайн (её труды публикуются с 1950-х гг.).
Театр. Первые сведения
о серб. театре относятся к 13 в., когда в праздничные дни устраивались
нар. уличные представления. Тур. иго прервало развитие театра, возобновилось
оно на терр. Воеводины (представление в 1736 учениками Лат. школы в Карловце
историч. пьесы "Трагедокомедия" Э. Козачинского и др. школьные спектакли,
к-рые показывались от случая к случаю). Возникновение светского театра
связано с именем И. Вуйича, актёра, драматурга и переводчика, основателя
неск. передвижных трупп на терр. С. и Воеводины (1810-е гг.). В 1825 в
Нови-Саде любительской труппой под рук. А. Николича была поставлена первая
серб. пьеса - трагедия "Смерть царя Уроша V" С. Стефановича. В нач. 40-х
гг. 19 в. возникали передвижные труппы ("Передвижное любительское общество"
и др.) и первые постоянные театры (Княжеско-серб. театр, театр "В таможне"
в Белграде и др.). Основу репертуара составляли романтич. трагедии ("Милош
Обилич", "Смерть Стефана Дечанского" и др.) и реалистич. комедии ("Ворона
в павлиньих перьях", "Патриоты" и др.) И. Стерии-Поповича, а также переводные
пьесы (А. Коцебу, В. Гюго и др.). Новый этап в развитии серб. театра начинается
после основания в 1861 в Нови-Саде Серб. нац. театра, а затем в 1868 Нац.
театра ("Народно позориште") в Белграде. На сцене утверждается нац. драматургия,
идёт процесс выработки единых художеств. принципов, совершенствования актёрского
мастерства. Ставятся героич. пьесы на историч. сюжеты, написанные отечеств.
авторами (Дж. Якшичем, Л. Костичем и др.), а также драмы У. Шекспира, Ф.
Шиллера и др. Складывается иск-во актёров романтич. направления (М. Гргурова,
Т. Йованович, Д. Милутинович и др.). В то же время социальная драма и комедия
(М. Глишич и др.), а затем сатирич. комедии Б. Нушича, рус. классич. драматургия
(Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, М. Горький),
пьесы Г. Ибсена, Г. Гауптмана способствуют утверждению реалистич. стиля
игры (В. Нигринова, П. Дрбринович, И. Станоевич, М. Гаврилович, И. Джорджевич
и др.). В период между 1-й и 2-й мировыми войнами продолжается процесс
творческого развития серб. театра.
реж. Б. Гавеллы (в 1926-29 директор драматич. труппы Нац. театра в Белграде).
Утверждению прогрессивных обществ. тенденций на серб. сцене способствовали
пьесы М. Крлежи. В репертуар включалась также драматургия Б. Шоу, Л. Пиранделло,
К. Чапека, произв. сов. авторов. В этот период известность приобретают
актёры М. Таборская, П. Павлович, Н. Гошич, Ж. Стокич, Р. Плзович, М. Милошевич,
М. Живанович и др., режиссёры М. Исайлович, И. Кулунджич, В. Живойинович
и др., художник М. Шербан.
1939-45 мн. деятели театра приняли участие в нац.-освободит. борьбе. После
освобождения от фаш. оккупации и образования ФНРЮ возобновляется деятельность
ранее существовавших театров, создаются новые: Белградский драматич., Современный
театр и др. С 1948 в Белграде работает Югославский драматич. театр, объединивший
ведущих мастеров различных республик Югославии. В 1956 в Белграде создан
экспериментальный театр "Ателье 212". Открыты новые театры, в т. ч. детские
("Бошко Буха" в Белграде и др.), кукол, сатирич. (в Белграде, Нови-Саде
н др.). Основу репертуара ведущих театров С.- Национального в Белграде
и Сербского в Нови-Саде составляет югосл. н зарубежная классика, часто
ставятся совр. югосл. пьесы. Ведущие театр. деятели С. в 40 - 70-е гг.:
в Нац. театре в Белграде - режиссёры X. Клайн, Б. Борозан, Б. Ступица,
актёры С. Северова, Д. Милутииович, Л. Йованович, М. Ступица, К. Йованович,
Л. Бобич, И. Миличевич, М. Пузич, М. Алексич; в Серб. нац. театре в Нови-Саде
- режиссёры Б. Ханауска, Д. Джуркович, актёры Л. Раваси, Д. Шокица, М.
Радакович, В. Животич, С. Ша-лаич и др., художник В. Маренич.
Академия театра, кино, телевидения. В Нови-Саде выходит (с 1965) журн.
"Сцена" ("Scena").
X, XI (стр. 272-273).
т. 1 - 2, М., 1963; Грачев В. П., Сербская государственность в X-XIV вв.,
М., 1972; Д о с т я н И. С., Борьба сербского народа против турецкого ига.
XV - нач. XIX вв., М., 1958; Писарев Ю. А., Сербия и Черногория в первой
мировой войне. 1914-1918, М., 1968; Jиречек К., Исторша Срба, кн. 1 - 2,
Београд, 1952; Б о д р и н В. В.. Авдеичев Л. А., Югославия. Экономико-географическая
характеристика, М., 1970; Статистически годншгьк СФРУ. Београд, 1954-;
Тачковin Т.Б., Географске области Соцjалистичке Федеративне Републике Jyroславще,
Београд. 1972;РаковскийС.Н., Б у л а в и н В. И.. По Югославии. М., 1970;
П ы п и н А. Н., С п а с о в и ч В. Д., История славянских литератур, 2
изд., т. 1 - 2, СПБ, 1879-81; Эпос сербского народа (изд. подготовил И.
Н. Голенищев-Кутузов), М., 1963; Зарубежные славянские литературы. XX век,
М., 1970; Срнска кшижевност у кшижевно) критици, 2 изд., кн.. 1 - 12, Београд,
1972 - 73; С к е р л и h J., Сабрана дела, кн.. 1 - 13. Београд, 1964 -
67; Поповиh М., Иcтopnja српске кньижевности. Романтизам, кн. 1 - 3. Београд,
1968 - 72; Г л и г о р и h В., Српски реалиста. 5 изд., Београд, 1968;
П а в и h M., Исторша српске кшижевности, Београд, 1970; Погодин А., Руско-српска
библиографиjа, 1800 -1925, К№. 1, дио 1-2, Београд, 1932-36; Окунев Н.
Л., Сербские средневековые стенописи, Прага, 1923; Алёшина Л. С., Яворская
Н. В., Искусство Югославии.
В. Н., Современная архитектура Югославии, М., 1973: Боиковиh H., Средаевековна
уметност у Србjи и Македонjи, Београд, 1948; Д е р о к о А., Сдоменици
архитектуре IX-XVIII века у Jугославиjи, Београд, 1964; Радоjчиh С., Старо
српско сликарство, Београд, 1966; S г е j о v i с D., Praistorija, [Beograd,
1967]; G о г е п с М., Antika, [Beograd, 1967]; R a d о j с i с S., Geschichte
der serbischen Kunst, В., 1969; П р о т и h М. Б., Српско сликарство XX
века, кнэ. 1 -2, Београд, 1970; ЯмпольскийИ., Музыка Югославии, М., 1958,
с. 9-10, 35-36, 60-77, 83-91, 06-113; D u r i c-K 1 a j n S., Razvoj muzicke
umjetnosti u Srbiji,
s. 529-709; Вагапова Н. М., Театр народов Югославии, в кн.: История зарубежного
театра, ч. 2, М., 1972, с. 312 - 25; Солнцева Д., Театр народов
Югославии, в кн.: История западноевропейского театра, т. 6, М., 1974; Српско
народно позориште у Новом Саду. Споменица 1861 - 1961, Нови Сад, 1961;
Ледан век Народног позоришта у Београду, 1868 - 1968, Београд, 1968; J
о в а н о в и h P. В., Драма, Београд, 1973.