СЕРВОКОМПЕНСАЦИЯ
(от
лат. servus - раб, слуга), использование вспомогательных рулевых поверхностей
для уменьшения усилий в системах управления самолётов, вертолётов, ракет.
Вспомогат. поверхность относительно небольшой площади, размещаемая обычно
на задней кромке осн. воздушного руля, отклоняется в сторону, противоположную
его отклонению. Различают 3 типа устройств для С.: сервокомпенсатор, серворуль,
триммер (см. рис.).
Сервокомпенсатор связан шарнирным
или пружинным механизмом с неподвижной поверхностью крыла или стабилизатора,
и его отклонение определяется поворотом осн. руля. Серворуль - исполнит.
орган системы управления; осн. руль, свободно навешенный на ось, отклоняется
под действием аэродинамич. сил, возникающих при отклонении серворуля. Триммер,
как и руль, имеет самостоят. систему управления. В отличие от сервокомпенсатора
и серворуля, предназначающихся для уменьшения усилий в момент поворота
осн. руля, триммер применяется на установившихся режимах полёта для удержания
рулей в отклонённом состоянии длит. время.
Схемы устройств сервокомпенсации:
а
-сервокомпенсатор; б - триммер; в - серворуль; / - основной
руль; 2 - вспомогательный руль; 3 - проводка к рычагам управления
рулём; 4 - проводка к механизму управления триммером.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я