СЕРЕНАДА

СЕРЕНАДА (франц. serenade,
от итал. serenata, от sera - вечер), 1) любовная песня, обращённая к женщине;
обычно включает мотив приглашения на свидание. Происходит от "серены" -
"вечерней песни" провансальских трубадуров. Была распространена
в быту южных романских народов. Твёрдых стихотв. форм С. не выработалось.
Певец обычно исполнял С. под окном возлюбленной, аккомпанируя себе на лютне,
мандолине или гитаре. Со временем С. вошла в оперу ("Дон Жуан" Моцарта,
"Севильский цирюльник" Россини и др.), стала жанром камерной вокальной
музыки (образцы у Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, Э. Грига, М. И. Глинки,
А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского и др.).


2) Сольная, реже ансамблевая
инструм. пьеса, воспроизводящая черты вокальной С. (образцы у Ф. Мендельсона,
А. Дворжака, А. С. Аренского и др.).


3) Циклическое ансамблевое
инструм. произведение, родственное кассации, дивертисменту и ноктюрну.
Первоначально
создавалось в честь к.-л. особы и предназначалось для исполнения на открытом
воздухе; в кон. 18 в. утратило прикладное значение. В отличие от симфонии,
обычно включает 7-8 и более частей; типические для симфонии части сочетаются
в ней с характерными для сюиты. В числе авторов таких С.- И. Гайдн, В.
А. Моцарт, Л. Бетховен, И. Брамс, А. Дворжак, X. Вольф, Я. Сибелиус, П.
И. Чайковский, А. К. Глазунов и др. 4) Сочинение для пения с инструментальным,
б. ч. оркестровым, сопровождением, создававшееся в Зап. Европе в 17-18
вв. в честь к.-л. придворных торжеств; сближается с оперой и торжественной
кантатой.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я