СЕРОВ
Александр Николаевич
[ 11(23).1. 1820, Петербург,- 20.1(1.2).1871, там же], русский композитор,
музыкальный критик. Род. в семье чиновника. В 1835-1840 обучался в Училище
правоведения, где сблизился с В. В. Стасовым. В 1840-1868 служил в различных
ведомствах мин-в юстиции и внутр. дел. Много занимался музыкой (играл на
фп., виолончели), самостоятельно овладевал композиторской техникой; изучал
философию, художеств. и муз. лит-ру. К 40-м гг. относятся первые композиторские
опыты (неоконч. опера ч Мельничиха из Марли" и др.). С 1851 С. постоянно
выступал в печати в качестве муз. критика (впервые на страницах некрасовского
"Современника"), С нач. 50-х гг. был участником муз. вечеров у М. И. Глинки
(знакомство с ним состоялось ещё в 1842), общение с к-рым сыграло большую
роль в формировании эстетич. и творч. принципов С, В 1856-57 сблизился
с молодыми композиторами, ставшими впоследствии чл. творч. объединения
''Могучая кучка''. Позже резко разошёлся с ними. Во время заграничных
поездок (с 1858) С. познакомился с Ф. Листом, Г. Берлиозом, Р. Вагнером
и др. Был приверженцем и пропагандистом творчества и принципов муз. драмы
Вагнера. В 1867 совм. с женой В. С. Серовой издавал журн. "Музыка и театр''
Осн. область творчества С.-
опера. Он боролся за реализм, за расширение круга оперной тематики и освоение
новых жанров (историко-легендарная, народно-бытовая опера). С. отличали
знание законов муз. драматургии, умение сочетать музыку со сценич. действием.
Однако его муз. стилю присущи нек-рая пестрота и эклектичность. С. принадлежат
оперы: "Юдифь" (на сюжет библейской легенды, 1863, Мариинский театр), "Рогнеда"
(на сюжет из рус. истории, 1865, там же), "Вражья сила" (по пьесе А. Н.
Островского "Не так живи, как хочется", завершена Серовой и Н. Ф. Соловьёвым,
пост. посмертно, 1871, там же). Написал также симф., хоровые и др. произв.
С.- один из крупнейших представителей
рус. классич. муз. критики. Поборник реализма, он в своей лит.-муз. деятельности
сочетал боевую публицистичность с мастерством эстетич. анализа и научно-историч.
обоснованностью суждений. С. во многом следовал принципам В. Г. Белинского,
однако порой позиции С. были непоследовательны и противоречивы. Среди его
трудов - работы о Глинке (в т. ч. "Опыт технической критики над музыкою
М. И. Глинки", 1859), в к-рых он обосновал его значение как создателя рус.
нац. муз. школы (но С. не понял своеобразия драматургии оперы "Руслан и
Людмила"), о А. С. Даргомыжском, В. А. Моцарте, Л. Бетховене, Вагнере.
Для С. были характерны прямота суждений, лит. темперамент, блеск и острота
изложения, полемичность.
С о ч.: Критические статьи,
т. 1-4, СПБ, 1892-95; Избр. статьи, т. 1-2, М.- Л., 1950-57.
Лит.: Серова В. С.,
Серовы, Александр Николаевич и Валентин Александрович. [Воспоминания],
СПБ, 1914; Xубов Г., Жизнь А.Серова, М.- Л., 1950: К р е м л е в Ю., Русская
мысль о музыке, т. 2, Л., 1958; Ливанова Т. Н., Оперная критика в России,
т. 2, в. 3-4, М., 1969 - 73.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я