СЕРОВ

СЕРОВ Валентин Александрович
[7(19). 1.1865, Петербург,- 22.11(5.12). 1911, Москва], русский живописец.
Сын А. Н. Серова. Учился в детстве у И. Е. Репина (в Париже
и в Москве) и в петерб. АХ (1880-85) у П. П. Чистякова. Творчество
С. раннего периода формировалось под влиянием реалистич. иск-ва Репина
и строгой пластич. системы Чистякова.


Большое воздействие на С.
оказала живопись старых мастеров, виденная им в музеях России и Зап. Европы,
дружба с М. А. Врубелем, а позже с К. А. Коровиным и творческая
атмосфера абрамцевского кружка (см. Абрамцево), с к-рым был тесно
связан молодой С. Высшими достижениями раннего периода являются портреты-картины
"Девочка с персиками" (1887), "Девушка, освещённая солнцем" (1888; обе
в Третьяковской гал.). В этих произв. С., воспевая юность и красоту, передавая
чувство счастья и радости бытия, видел гл. свою задачу в непосредственности
восприятия модели и природы и их убедит. пластич. истолковании. В разработке
света и цвета, в передаче сложной гармонии рефлексов, в насыщении среды
воздухом, в свежести живописного восприятия мира проявились черты раннего
рус. импрессионизма. С нач. 1890-х гг. портрет стал осн. жанром
в творчестве С., приобретая новые черты: психологически заострённую характеристику
человека и активно выявленное в нём артистич. начало. Излюбленными моделями
С. становятся артисты, художники, писатели (портреты А. Мазини, 1890, Ф.
Таманьо, 1891-93, К. А. Коровина, 1891, И. И. Левитана, 1893, Н. С. Лескова,
1894, Н. А. Римского-Корсакова, 1898,- все в Третьяковской гал.). Отказавшись
от многокрасочной, сочной по цвету живописи 2-й пол. 1880-х гг., С. теперь
предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов (хотя
и передавал большое количество разных оттенков цвета), пользовался более
свободным широким мазком, способствующим остроте передачи натуры. Импрессионистич.
черты сказываются подчас лишь в композиц. построении портрета, характере
движения портретируемого.


Получив широкую известность,
став в 1894 чл. Товарищества передвижных художеств. выставок (см. Передвижники),
С.
вынужден много работать над заказными, как правило, парадными портретами
(портреты вел. кн. Павла Александровича, 1897, Третьяковская гал.; С. М.
Боткиной, 1899, Ф. Ф. Юсупова, 1903,- оба в Рус. музее в Ленинграде). В
этих правдивых, совершенных по композиции и живописному исполнению произв.,
С. всё более последовательно использовал линейно-ритмич. начала и декоративные
цветовые сочетания. Одновременно в творчестве С. развивалось другое, противоположное
направление: он часто писал интимно-задушевные, камерные портреты, преим.
детей и женщин. В портретах детей С. стремился характерностью позы и жеста,
всем цветовым решением выявить и подчеркнуть непосредственность внутр.
движения, душевную чистоту и ясность мировосприятия ребёнка ("Дети", 1899,
Рус. музей; "Мика Морозов", 1901, Третьяковская гал.). С. часто обращался
к различным графич. техникам - акварели (портрет С. М. Лукомской, 1900,
Третьяковская гал.), пастели, литографии и пр. Рисунок С. постепенно становился
всё более изысканным и экономным в использовании изобразит. средств, что
особенно сказалось в поздний период (портреты В. И. Качалова, 1908, Т.
П. Карсавиной, 1909,- оба в Третьяковской гал.; многочисл. рисунки к басням
И. А. Крылова, 1895-1911, Третьяковская гал., Рус. музей и др. собрания).
В 1890-х -нач. 1900-х гг. С. часто обращался к пейзажно-жанровым композициям
на крест. темы. Небольшие картины, выдержанные в единой тёплой серо-коричневой
гамме, лишены повествоват. элементов - скромный пейзажный мотив передаёт
настроение тихой и грустной сосредоточенности ("Октябрь. Домотканово",
1895, Третьяковская гал.; "Баба в телеге", 1899, Рус. музей). В дальнейшем
в картинах на крест. сюжеты нарастало активно-романтич. начало, выявленное
в декоративном решении ("Стригуны на водопое", пастель, 1904, Третьяковская
гал.). В поздний период (нач. 1900-х гг.) С. связан с "Миром искусства"
(чл.
объединения С. стал с момента его возникновения). На рубеже столетий происходит
перелом в стилистич. исканиях С.: в его творчестве окончательно исчезают
черты импрессионизма и всё более последовательно развиваются принципы стиля
"модерн'',
неизменнно
при этом сохраняется глубоко правдивое и реалистич. постижение природы
и человека. В портрете нарастает тяготение к остроте социально-психологич.
характеристик, приобретающих необычайную глубину, и монументальности. В
сер. 1900-х гг. С. создаёт неск. героич. портретных образов; избрав для
них жанр парадного портрета, С. развивает прежнюю тему артистич. личности,
обретающей теперь большую свободу в выявлении своего таланта, его обществ.
значимости [портреты М. Горького (1904, музей А. М. Горького, Москва);
М. Н. Ермоловой (1905), Ф. И. Шаляпина (уголь, 1905) - оба в Третьяковской
гал.]. В портретах М. А. Морозова (1902), Г. Л. Гиршман (темпера,
1907), В. О. Гиршмана (1911; все в Третьяковской гал.), И. Рубинштейн (1910)
и О. К. Орловой (1911; оба в Рус. музее) С., выявляя нек-рые черты в облике
и характере модели (порой прибегая к гиперболизации и гротеску), придаёт
им значение своеобразных формул социально-обусловл. черт в человеке.


В, А. Серов, Портрет работы
художника И. Е. Репина. Уголь. 1901. Третьяковская галерея. Москва.


В. А. Серов. "Солдатушки,
бравы ребятушки, где же ваша слава?". Темпера. 1905. Русский музей. Ленинград.


В. А. С ер о в. Портрет балерины
Т. П. Карсавиной. Карандаш. 1909. Третьяковская галерея. Москва.


Демократич. убеждения С.
ярко проявились в годы Революции 1905-07: он создал ряд сатирич. рисунков,
разоблачающих карателей; будучи действит. членом петерб. АХ (с 1903), в
1905 ушёл из неё в знак протеста против расстрела 9 января. Большое место
в позднем творчестве С. занимала ист. живопись. По мотивам и стремлению
передать дух времени, не прибегая к изображению значит. ист. событий, она
близка ист. живописи художников "Мира искусства", отличаясь от неё большим
богатством оттенков в характеристике героев и обстановки ("Выезд Петра
II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту", 1900, Рус. музей), глубиной
постижения ист. содержания эпохи ("Пётр I", темпера, 1907, Третьяковская
гал.; илл. см. т. 10, табл. XL, стр. 560-561). В последние годы жизни С.
создал неск. вариантов картин на сюжеты из антич. мифологии. Сочетая условность
мифологич. образа с реальным наблюдением натуры, обращаясь к традициям
греч. архаики, С. даёт собств., свободную от классицистич. нормативности
интерпретацию античности. Лучшие произв. С. принадлежат к вершинам рус.
реали-стич. иск-ва. Преподавал в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества
(1897-1909). Ученики: П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С.
Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон.


Илл. см. на вклейке к стр.
320-321, а также т. 7, табл. XII (стр. 208-209), т. 9, вклейка к стр. 185,
т. 11, стр. 427.


С о ч.: В. А. Серов. Переписка,
Л.- М.,


Лит.: Грабарь И. Э.,
В. А. Серов, М., 1965 (лит. и произв.); В. Серов в воспоминаниях, дневниках
и переписке современников, [т.] 1-2, [Л., 1971]; [Сарабьянов Д. В.], В.
А. Серов, М., 1974.

Д. В. Сарабьянов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я