СИГЕР БРАБАНТСКИЙ
(Siger
de Brabant) (ок. 1235 - ок. 1282, Орвието), ср.-век. философ, проф. факультета
иск-в Парижского ун-та, один из основателей зап.-европ. аверроизма.
В
трактатах "О разумной душе", "О вечности мира", "Невозможное", "О необходимости
и взаимосвязи причин" и в комментариях к "Физике", "Метафизике" и другим
сочинениям Аристотеля сформулировал учение о двойственной истине:
истина
рационального знания может приходить в противоречие с истиной религ. откровения.
Признавая существование бога как первопричины, С. Б. отрицал творение "из
ничего" и считал, что мир "совечен" богу; бог не свободен в своём отношении
к миру, в к-ром господствуют им же установленные закономерности, воплощённые,
в частности, в движении небесных тел. Человеческий дух (интеллект), по
С. Б., представляет собой вечную и несотворённую нематериальную субстанцию,
индивидуальная же человеческая душа смертна. Взгляды С. Б. и его сторонников
были осуждены Ватиканом (в 1270 и 1277), с их опровержением выступили Альберт
Великий, Фома Аквинский, Р. Луллий, С. Б. был предан суду инквизиции,
вызван к папскому двору, где во время следствия был убит своим секретарём.
Взгляды С. Б. оказали влияние на мировоззрение Данте, падуанской школы
аверроистов,
П. Помпонацци, Дж. Пико делла Мирандолы.
Соч. в кн.: Mandonnet P.,
Siger de Brabant, v. 1-2, Louvain, 1908-11:, SteenberghenF. van, Siger
de Brabant, v. 1 - 2, Louvain 1931-42.
Лит.: Шевкина Г. В.,
Сигор Брабантский и парижские аверроисты XIII в., М., 1972; Grabmann М.,
Der lateinische Averroismus des 13. Jahrhunderts und seine Stellung zur
christlichen Weltanschauung, Munch., 1931; Nardi В., Sigieri di Brabante
nel pensiero del rinascimento italiano, Roma, 1945; P a 1 m a G., La d9ttrina
sull' unita dell'intelletto in Sigieri di Brabante, Padova, 1955. A.
X. Горфункелъ
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я