СИКЕЙРОС
собственно
Альфаро Сикейрос (Alfaro Siqueiros) Хосе Давид (29. 12.1898, Чиуауа, -6.1.1974,
Куэрнавака), мексиканский живописец и график, один из основателей мексиканской
школы монументальной живописи; обществ. деятель. Учился в Мехико в АХ (1911)
и школе Санта-Анита (1913). С 1911 участвовал в революц. движении. В 1914-18
офицер армии В. Каррансы. В 1919-22 работал во Франции и Испании; в 1921
издал в Барселоне "Манифест революц. иск-ва", Основатель (1922) и ген.
секретарь (1923-25) "Революц. синдиката работников техники и иск-ва". С
1924 -один из руководителей Мекс. коммунистич. партии, гл. редактор газ.
"Эль мундо". В 20-е гг.- активный профсоюзный деятель, ген. секретарь Мексиканской
унитарной профсоюзной конфедерации (с 1929). В 1930 арестован, в 1931 выслан
в Таску. В 1932-34 и 1935-36 работал в США, основал в Нью-Йорке экспериментальную
мастерскую (1936). В 1937-39 офицер Респ. армии в Испании. Большое влияние
на развитие монументального иск-ва в странах Лат. Америки оказала деятельность
С. в Аргентине (1933), в Чили (1941-42), на Кубе (1943). В 1927, 1955,
1958 и 1972 С. посещал Москву. В 1960 за политич. деятельность заключён
в тюрьму, в 1964 освобождён под давлением междунар. обществ. мнения. Почётный
чл. АХ СССР (1967). Лауреат Междунар. Ленинской премии "За укрепление мира
между народами" (1966).
Борец за революц., проникнутое
коммунистич. идейностью иск-во, С. сообщал образам повышенную экспрессию,
большую пластич. силу, отстаивая новые принципы активного воздействия художеств.
произв. на массы. Он создавал монументальные композиции, в к-рых конкретные
персонажи сочетаются с символич. олицетворениями социально-историч. сил,
использовал эффекты динамически сокращающейся перспективы, смело вводил
живопись во взаимодействие со скульпт. формами, применял новые художеств.
материалы (синтетич. краски, керамич. рельефная мозаика и т. д.). В 50-60-е
гг. в творчестве С. особенно нарастает конкретная выразительность в трактовке
историч. событий и типов, заостряется политич. содержание образов. Осн.
произв. С.: росписи - в Нац. подготовит. школе (фреска, 1922-23), в клубе
профсоюза электриков (1939), во Дворце изящных иск-в (1945 и 1950-51),
в Нац. музее истории (начаты в 1959); мозаика и рельеф на фасаде ректората
Университетского городка (1952-54); монументально-декоративное сооружение
"Полифорум", сочетающее архитектуру, живопись и скульптуру (1971); все
работы - в Мехико; станковые картины - "Пролетарская мать" (1929-30), портрет
Дж. Гершвина (1936), обе - в Музее совр. иск-ва, Нью-Йорк. Исполнил множество
литографий, рисунков.
Илл. см. на вклейках- к стр.
360 и табл. XVI (стр. 272-273), а также т. 16, табл. V (стр. 64-65).
Соч.: Como se pinta un mural,
Мех., 1951; L'art et la revolution, P., 1973.
Лит.: Ж а д о в а
Л., Монументальная живопись Мексики, М., 1965; Полевой В., Искусство стран
Латинской Америки, М., 1967; Давид Сикейрос, [Л., 1969]; Т i Ь о 1 R.,
David Alfaro Siqueiros, Мех., [1969].
В. М. Полевой.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я