СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ
основано
на соизмеримости стихотворных строк по количеству слогов. С. с. присуще
преим. языкам с постоянным ударением (во франц. - на последнем слоге, в
польском - на предпоследнем и т. д.). Стихотворный размер определяется
количеством слогов в строке. Соизмеримость многосложных размеров с трудом
улавливается слухом, поэтому длинные строки обычно расчленяются на полустишия
цезурой,
имеющей
ритмообразующее значение (в С. с. тюркоязычных народов, в нар. сербском
и др. встречаются стихи с двумя цезурами). В рус. поэзии С. с. преобладало
с сер. 17 в. до 30-х гг. 18 в. Господствующие размеры - 13-сложник с цезурой
на 7-м слоге и 11-сложник с цезурой на 5-м. После реформы Тредиаковского
- Ломоносова (см. Силлабо-тоническое стихосложение) С. с. быстро
вышло из употребления.
Лит.: Тимофеев Л.
И., Очерки теории и истории русского стиха, М., 1958; Ахметов 3. А.. Казахское
стихосложение, А.-А., 1964; Теория стиха. Сб. статей Л. 1968; V е г г i
е г P., Le vers francais, v. 1 - 3, P., 1931-32; Sylabizm, Wroctaw, 1956.
В.
Е. Холшевников.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я