СИМФОНИЯ

СИМФОНИЯ (от греч.
symphonia -созвучие, от syn - вместе и phone -звук), муз. произведение
в сонатной циклической форме, предназначенное для исполнения симфоническим
оркестром;
один
из важнейших жанров симфонической музыки. В отд. С. привлекаются
также хор и певцы-солисты. Создаются и С. для струнного оркестра, духового
оркестра, оркестра нар. инструментов и др. составов. Обычно С. состоит
из 4 частей: первая - в форме сонатного аллегро, вторая - медленная лирическая,
третья - менуэт или скерцо, четвёртая - финал, зачастую в рондообразной
форме, с использованием песенно-танц. тем. С.- высшая форма инструментальной
музыки, превосходящая все другие её формы по своим возможностям воплощения
значит. идей и замыслов. Подобный смысл термин "С." получил лишь в 18 в.
В Др. Греции он означал определённые интервалы, инструменты, позднее в
Зап. Европе - консонанс, вообще музыку, пение. Лишь в 16 в. его стали применять
к отд. произведениям, первоначально вокально-инструментальным. Так, "Священные
симфонии" Дж. Габриели (Италия, 16-нач. 17 вв.), Л. Хаслера и Г. Шюца (Германия,
17 в.)-крупные духовные вокально-инструментальные композиции. С нач. 17
в. С. чаще называли инструмент. вступления - в сюите, кантате и особенно
в опере. В подготовке классич. С. важная роль принадлежит оркестровым вступлениям
к операм (см. Увертюра), в частности венецианским и в особенности
неаполитанским "оперным симфониям" (А. Скарлатти, Н. Порпора, Дж. Б. Перголези,
Дж. Б. Саммартини и др.). В них уже сложилось сопоставление частей в быстром,
медленном и снова быстром движении, наметились черты
сонатной формы
в
первой части.


В 18 в. С. отделилась от
оперы и стала самостоятельным концертным жанром, впитавшим в себя элементы
мн. других жанров; в течение длительного времени она была близка дивертисменту
и оркестровой серенаде. Значит, этап в формировании С. связан с деятельностью
композиторов мангеймской школы; в области С. работали также итальянские,
австрийские, франц. композиторы. В сер. 18 в. в состав С. вошёл менуэт.


В творчестве композиторов
венской
классической школы
И. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена сложился
зрелый тип С. Гайдн, автор 104 С., прошёл в своём творчестве длинный путь
от близких к сюите и дивертисменту С. до своих 12 больших "лондонских"
С. (1791-95), отличающихся вполне определённой структурой цикла и отд.
частей (важнейшее значение в них приобрело тематич. развитие), возросшей
ролью финала, единством концепции каждого произв. Ранее "лондонских" симфоний
Гайдна были написаны последние и наиболее значительные из симфоний Моцарта
(всего ок. 50), в т. ч. лирическая соль-минорная и величественная до-мажорная,
получившая назв. "Юпитер". Бетховен ещё более обогатил жанр С. В его С.
большое значение приобрели героика, драматизм, философское начало. В большинстве
своих С. Бетховен вместо менуэта включает скерцо. Особенно выделяются его
3-я ("Героическая"), а также 5-я, бгя ("Пасторальная"), 7-я и 9-я С. (в
финале последней привлечены квартет певцов-солистов и хор).


Композиторы-романтики сохранили
традиц. схему цикла, но наполнили её новым содержанием. Видное место у
них занимает лирич. С., одним из ярких образцов к-фой явилась С. си минор
Ф. Шуберта (автор 8 С.). Эта линия нашла продолжение в симфониях Ф. Мендельсона-Бартольди
(5), часто имеющих картинно-пейзажный характер. Т. о., С. обрели черты
программности (см. Программная музыка), столь характерной для композиторов-романтиков.
В числе их программных С.- ярко новаторская "Фантастическая симфония" Берлиоза
(автор 4 С.), возникшие позднее симфонии "Фауст" и "Данте" Листа. Однако
программные замыслы в романтич. музыке чаще воплощались в формах одночастных
симфонич. .поэмы, фантазии и др. Р. Шуман в своих 4 С. продолжает традиции
Бетховена, а также лирико-эпич. симфонии до мажор Шуберта. Из трёх симфоний
К. Сен-Санса особенно выделяется последняя. Симфонии Брукнера (девять)
и С. Франка (одна) преломляют влияния музыки Р. Вагнера. Виднейшим автором
С. в кон. 19 - нач. 20 вв. был Г. Малер (9 завершённых С.), порой привлекающий
и вокальное начало. Значит.. С. на Западе создали представители новых нац.
школ: во 2-й пол. 19 в.-А. Дворжак в Чехии, в 20 в.- К. Шима-новский в
Польше, Э. Элгар и Р. Воан-Уильямс в Англии, Я. Сибелиус в Финляндии. Новаторскими
чертами отличаются симфонии франц. композиторов А. Онеггера, Д. Мийо и
др. Если в кон. 19 - нач. 20 вв. главенствовала большая С. (часто для оркестра
расширенного состава), то позднее всё большую роль начинает играть скромная
по своим масштабам и предназначенная для ансамбля солистов "камерная симфония".


Значит. место жанр С. занимает
в рус. музыке. В особенности выделяются симфонии А. П. Бородина (2 завершённых
С., 2-я - "Богатырская"), П. И. Чайковского (6 С., 6-я-"Патетическая",
а также программная С. "Манфред"), А. К. Глазунова (8 завершённых С.),
А. Н. Скрябина (3 С.) и С. В. Рахманинова (3 С.). Большое внимание С. уделяют
и сов. композиторы, создавшие много выдающихся произв. в этом жанре. В
их числе Н. Я. Мясковский (27 С.), С. С. Прокофьев (7 С.), Д. Д. Шостакович
(15 С.), А. И. Хачатурян (3 С.). Значит. С. написаны композиторами Украины,
Грузин, Армении, Азербайджана, Латвии, Эстонии и др. сов. республик.


Лит.: Б е к к е р
П., Симфония от Бетховена до Малера, Гпер. с нем.), Л., 1926 Попова Т.,
Симфония. Пояснение М.-Л., 1951; 55 советских симфоний, Л. 1961; Вейнгартпер
Ф., Исполнение классических симфоний.... пер. с нем.. т. I М., 1965; К
о н с н В., Театр и симфония 2 изд., М.. 1975; Ярустовский Б. М. Симфонии
о войне и мире, М.. 1966; В г е n e t M., Histoire de la symphonic a orchestre,...,
P., 1882; Nef K., Geschichte der Sinfonie und Suite. Lpz., 1921.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я