СИНТАКСИС

СИНТАКСИС раздел
грамматики,
изучающий
внутреннюю структуру и общие свойства предложения.
Основоположником
С. принято считать греч. грамматика А. Дискола (2 в.). В ходе развития
лингвистич. мысли содержание и удельный вес С. в описании языка менялись.
В ранней лингвистич. традиции под С. подразумевалось учение о предложении
и его частях. Анализ предложения осуществлялся во всеобщих понятиях логики
(учение о членах предложения). Категории С., в отличие от морфологич.
форм, считались универсальными. С., т. о., изучал содержащиеся в предложении
мысли, т. е. смысловую сторону речи, и противопоставлялся
фонетике и
морфологии,
изучающим
сторону выражения. Позднее эта линия развития привела к пониманию С. как
раздела грамматики, в к-ром явления языка рассматриваются в направлении
от значения (функции) к форме (И. О. Есперсен). Поскольку предметом
С. считалось актуальное содержание предложения, С. иногда отождествлялся
с методом синхронного (см. Синхрония)
анализа и противопоставлялся
диахроническому (см. Диахрония) подходу к языку (А. А. Потебня).
Во
2-й пол. 19 в. в связи с пробуждением интереса к нац. специфике языков
и переносом центра тяжести на морфологию С. стал определяться как учение
о функциях в предложении классов слов или частей речи. С. частей
речи был продолжением морфологии. За его пределами, однако, оставались
все явления, характеризующие предложение как целостную единицу. Они рассматривались
как своего рода приложение к С. частей речи, органически с ним не связанное.
Стремясь преодолеть непоследовательность в членении грамматики, нем. учёный
И. Рис определял С. как учение о сочетаниях слов, описываемых со стороны
формы и содержания. Рис противопоставлял С. учению о слове. Направление,
начатое Рисом, было продолжено В. Матезиусом, определившим С. как
учение о средствах и способах комбинации номинативных единиц (см. Номинация).
В
этом же духе представляли себе предмет С. и мн. другие лингвистич. школы
1-й пол. 20 в. Так, сторонники формальной и структурной грамматики понимают
С. как учение о сочетательных (комбинаторных, валентностных, реляционных)
способностях слова -синтагматический С. Дескриптивисты (см. Дескриптивная
лингвистика)
видели задачу С. в изучении аранжировки слов (или морфем)
в высказывании -дистрибутивный С. Представители логич. и психологич. направлений
в грамматике (шире - сторонники содержат. подхода к языку) разрабатывают
С. как учение о предложении (высказывании). Невозможность ни исключить
из описания языка один из этих двух аспектов, ни привести их к общему знаменателю
имела своим следствием помещение в С. двух самостоятельных, внутренне не
объединённых разделов: учения о сочетат. потенциях слова и учения о предложении.
С. трактуется как "учение о слове в предложении и о предложении в целом"
(И. И. Мещанинов). Различие между этими частями С. обнаруживает
себя через оппозицию двух видов изучаемых в них единиц: словосочетания
-
номинативной единицы, функционально эквивалентной слову, и предложения
- предикативной, коммуникативной единицы. В синтагматич. С. описываются
типы синтаксич. отношений. Принято различать сочинит. (см. Сочинение)
и
подчинит. (см. Подчинение) связи между словами и частями сложного
предложения. Подчинение имеет две осн. разновидности: атрибутивные отношения,
часто выражаемые формами согласования (ср. "большое окно"), и ком-плетивные
отношения, обычно реализуемые в формах управления (ср. "открыть
окно"). Показателями синтаксич. отношений могут быть аффиксы, предлоги,
послелоги, флексия, предложно-падежные формы, союзы, порядок слов, примыкание
и
пр. Присутствие в предложении названных элементов обеспечивает переход
от линейной последовательности слов к "дереву зависимостей" (т. е. системе
смысловых связей), представляющему собой синтаксич. модель предложения.
Показатели синтаксич. связей бывают двух типов: формально-синтаксические
и семантико-синтаксические. Первые лишены семантич. содержания; они указывают
лишь на то, с каким элементом предложения следует связать данное слово
(согласование, примыкание); вторые значимы. Они сигнализируют о функциях,
выполняемых в ситуации объектами, обозначенными соответствующими словами
(ср. ''Мать любит сына" и "Сын любит мать").


В ведение этого раздела С.
вошло изучение принципов построения сверхфразовых единств и, шире, связного
текста. ВС. предложения рассматриваются: типы предикативных отношений,
соединяющих главные члены предложения-подлежащее и сказуемое,
а
также общие свойства предложения - модальность, синтаксич. время, коммуникативная
цель предложения и пр. В эту часть С. входит также учение о членах предложения.
Применительно к языкам, в к-рых подлежащее и сказуемое не всегда совпадают
с темой и ремой (логич. субъектом и предикатом), в С. предложения
выделяется раздел, посвящённый способам выражения актуального членения
предложения,
в т. ч. порядку слов. Удельный вес С. в разных по своему
характеру грамматиках неодинаков. С. то составляет дополнение к морфологии
(С. частей речи), то занимает в грамматике центр, место, причём морфология
определяется как техника для С. (Н. Я. Марр). Особенно велико место С.
в т. н. "порождающих грамматиках" (см. Грамматика формальная),
теория
к-рых разрабатывается с кон. 50-х гг. 20 в. В этой концепции, положившей
в основу грамматич. исследований семантику, задачей С. считается
разработка правил порождения (деривации) предложений из их "глубинных структур",
т. е. структур, приближающихся к семантич. репрезентации предложения. Большое
внимание уделяется значению синтаксических категорий, проблемам си-нонимич.
преобразований предложений, их семантич. интерпретации и логич. характеристикам,
исследованию свойств речевых высказываний в их связи с ситуацией коммуникации.


Лит.: Шахматов А.
А., Синтаксис русского языка, 2 изд., М.- Л.,1941; Мещанинов И. И., Члены
предложения и части речи, М.-Л., 1945; Грамматика русского языка, т. 2,
М., 1954; Пеш конский А. М., Русский синтаксис в научном освещении, М.,
1956; Потебня А. А., Из записок по русской грамматике, т. 1-2, М., 1958;
Виноградов В. В., Из истории изучения русского синтаксиса, М.. 1958; его
же, Исследования по русской грамматике, М., 1975; Есперсен О., Философия
грамматики, пер. с англ., М., 1958; X о м с к и и Н., Синтаксические структуры,
пер. с англ., в кн.: Новое в лингвистике, в. 2, М., 1962; Грамматика современного
русского литературного языка, М., 1970; Панфилов В. 3., Взаимоотношение
языка и мышления, М., 1971; Общее языкознание. Внутренняя структура языка,
М., 1972; П а д у ч е в а Е. В., О семантике синтаксиса, М., 1974; Delbruck
В., Vergleichende Syntax der indogermanischen Sprachen, t. 1 - 3, Strass.,
1893-1900; Ries J., Was ist Syntax?, Prag, 1927; Т е s n i ё г е L., Elements
de syntaxe structurale, P., 1959.

Н. Д. Арутюнова.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я