СИНТЕТИЧЕСКОЕ ЖИДКОЕ ТОПЛИВО
горючие
Впервые С. ж. т. в значит.
Лит.: Рапопорт И.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
жидкости, получаемые синтетич. путём и применяемые в двигателях внутреннего
сгорания. С. ж. т. синтезируют из смеси СО и Н
процесс
проводят при повышенных температуре и давлении и в присутствии катализаторов
- Ni, Co, Fe и др. (метод Фишера и Тропша). В зависимости от условий процесса
получаемое С. ж. т. содержит различные количества парафиновых и олефиновых
углеводородов в основном нормального строения.
количествах производили в Германии во время 2-й мировой войны 1939-45,
что было связано с недостатком нефти. Синтез проводили при 170-200 0С,
давлении 0,1 - 1 Мн/м2 (1-10 am) с катализатором
на основе Со; в результате получали бензин (когазин I, или синтин) с октановым
числом 40-55, высококачеств. дизельное топливо (когазин II) с цетановым
числом 80-100 и твёрдый парафин. Добавление 0,8 мл тетраэтилсвинца
на 1 л бензина повышало его октановое число с 55 до 74. Синтез с использованием
катализатора на основе Fe проводился при 220 °С и выше, под давлением 1-3
Мн/м2 (10-30 am). Бензин, получаемый при этих условиях,
содержал 60-70% олефиновых углеводородов нормального и разветвлённого строения;
его октановое число 75-78. В дальнейшем произ-во С. ж. т. из СО и Н
используемых катализаторов. Кроме С. ж. т., синтетич. путём вырабатывают
высокооктановые компоненты топлив, добавляемые к ним для повышения антидетонационных
свойств. К ним относятся: изооктан, получаемый каталитич. алкилированием
изобутана бутиленами; полимербензин - продукт каталитич. полимеризации
пропан-пропиленовой фракции и др.
Б., Искусственное жидкое топливо, 2 изд., М., 1955; Петров А. Д., Химия
моторных топлив, М., 1953; ЛебедевН. Н., Химия и технология основного органического
и нефтехимического синтеза,, М., 1971.