СИНТОИЗМ

СИНТОИЗМ [от япон.
синто, букв.-путь (учение) богов], религия, сложившаяся в Японии, одна
из наиболее распространённых в стране (наряду с буддизмом) религий. С.
возник из древнего культа одухотворения природы и обожествления умерших
предков. Согласно С., человек ведёт своё происхождение от одного из бесчисленных
духов, влиятельных богов (ками), среди к-рых особое место занимала богиня
Солнца -Аматэрасу. Душа умершего при определённых обстоятельствах
способна стать ками. В свою очередь, ками обладает способностью воплотиться
в ритуальные предметы (меч, зеркало, фигурку бога, дощечку с именем божества)
и такой предмет (синтай) превращается в объект поклонения. Синтоистская
служба состоит из 4 элементов - очищения (хараи), жертвоприношения (синсэй),
краткой молитвы (норито) и возлияния (наораи).


С 5-6 вв. императорский двор
стал руководить деятельностью гл. синтоистских храмов; наиболее важные
обряды стал совершать император, объявленный в 7 в. верх. жрецом С. Отсутствие
единой канонич. лит-ры С. было возмещено созданием в 7-8 вв. сборников
древних историч. мифов, легенд и сказаний -"Кодзики" ("Запись о делах древности")
и "Нихон секи" ("Анналы Японии"). Проникновение из Кореи и Китая в Японию
буддизма (с 6 в.) постепенно ликвидировало монопольное положение С. В период
расцвета япон. феодализма (10-16 вв.) буддизм играл преобладающую роль
в религ. жизни страны, мн. японцы стали исповедовать две религии (напр.,
браки, рождение ребёнка, местные праздники обычно отмечались в синтоистском
храме, а поминально-заупокойный культ совершался преим. по правилам буддизма).


В 17-18 вв. развернула свою
деятельность т. н. "историческая школа" (М. Ка-мо, Н. Мотоори и др.), к-рая
поставила своей целью укрепить С., возродить культ и полноту власти императора.
После революции 1867-68 и до кон. 1945 С. пользовался наряду с буддизмом
покровительством императора и пр-ва. Регулярное посещение синтоистских
и буддийских храмов было вменено в обязанность школьникам и служащим гос.
учреждений. В период 2-й мировой войны 1939-45 япон. военщина широко использовала
С. для разжигания шовинистических и милитаристских настроений, беспрекословного
подчинения императору и всем, кто выступает от его имени. Поражение империалистич.
Японии подорвало престиж С.; в дек. 1945 синтоистские учреждения были отделены
от гос-ва, часть синтоистской лит-ры была запрещена, священники потеряли
свой прежний офиц. статут. 1 янв. 1946 япон. император публично отказался
от своего "божественного" происхождения. Однако в последующие годы С. постепенно
стал восстанавливать своё влияние и несколько модернизировал своё учение.
В дек. 1966 решением пр-ва был восстановлен в качестве национального праздника
прежний "день основания империи" - кигэнсэцу (11 февр.) -день, когда по
синтоистским мифам Дзимму в 660 до н. э. вступил на престол. Демократические
силы страны дают отпор попыткам правящих кругов снова использовать С. для
разжигания шовинизма.


Лит.: Латышев И. А.,
О роли религии в политической жизни Японии, в сб.: Современная Япония,
М., 1964; С в е т л о в Г. Е., Религия и политика. О социально-религиозных
движениях в современной Японии, "Проблемы Дальнего Востока", 1974, N° 2;
G u n d е г t W., Japanische Religionsge-schichte, Tokyo, 1935. A. H.
Романов.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я