СИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ
синхронная
машина, работающая в режиме двигателя. Статор
С. э. несёт на
себе многофазную (чаще всего трёхфазную) якорную обмотку. На роторе
расположена
обмотка возбуждения, имеющая такое же число полюсов, как и обмотка статора.
Обмотка статора подключается к сети переменного тока, а обмотка ротора
(в большинстве конструкций С. э.) - к источнику постоянного тока. В результате
взаимодействия магнитных полей статора и ротора возникает крутящий момент,
под действием к-рого ротор вращается синхронно с вектором напряжённости
магнитного поля статора. Для возбуждения С. э. используют генераторы постоянного
тока (имеющие общий вал с двигателем, см. Возбудитель электрических
машин) либо тиристорные выпрямители (см. Преобразовательная техника),
обеспечивающие
более высокую (по сравнению с электромашинными возбудителями) надёжность
работы двигателя. С. э. малой мощности (до 2
квт) иногда возбуждают
постоянными магнитами или реактивным током статора (реактивные электродвигатели
без обмотки возбуждения на роторе).
Известны след. способы пуска
С. э. в ход: с помощью вспомогательного двигателя, частотный и асинхронный.
В первом случае С. э. с отключённой нагрузкой разгоняется до синхронной
частоты вращения вспомогательным пусковым двигателем небольшой мощности.
При частотном пуске плавно изменяется (увеличивается) частота напряжения
в статорной обмотке.
При асинхронном способе пуска
(получившем наибольшее распространение) вращающий электромагнитный момент
возникает в результате взаимодействия магнитного поля статора с полем тока,
наведённого в пусковой обмотке или в теле ротора; обмотку возбуждения при
этом замыкают накоротко или на разрядный резистор. По достижении ротором
установившейся частоты вращения, близкой к синхронной, обмотку возбуждения
размыкают и подсоединяют к источнику постоянного тока. Синхронизирующий
момент обеспечивает вхождение двигателя в синхронизм (см. Синхронизация).
Устойчивый
синхронный режим работы двигателя возможен при равенстве электромагнитной
и механич. (тормозящей) мощностей. В случае, если мощность нагрузки превосходит
электромагнитную, двигатель выходит из синхронизма и останавливается. Нарушение
синхронной работы двигателя может быть вызвано также снижением напряжения
в сети или уменьшением тока возбуждения.
В отличие от асинхронных
электродвигателей, С. э. способны при заданной нагрузке работать с
различными мощности коэффициентами (cos ф(фи)). При увеличении
тока возбуждения коэфф. мощности возрастает и при определённом его значении
становится равным единице; дальнейшее увеличение тока возбуждения переводит
двигатель в режим, при к-ром он отдаёт реактивную мощность в сеть. Т. о.,
в зависимости от величины тока возбуждения реактивная мощность может отдаваться
в сеть (перевозбуждение) или потребляться из сети (недовозбуждение). С.
э., работающий на холостом ходу и предназначенный для генерирования реактивной
мощности, наз. компенсатором синхронным.
С. э. применяют в электроприводах,
не требующих регулирования частоты вращения при отсутствии значит. перегрузок
на валу двигателя (напр., для привода насосов, компрессоров, вентиляторов
и т. д.).
Лит.: Сыромятников
И. А., Режимы работы асинхронных и синхронных электродвигателей, 3 изд.,
М.- Л., 1963. См. также лит. при статье Синхронная машина. М. И. Озеров.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я