СИРИЯ

СИРИЯ

XII<. Печать,
радиовещание, телевидение. В 1974 издавалось 7 ежедневных газет общим тиражом
св. 70 тыс. экз. и св. 40 др. периодич. изданий. В их числе: "Ас-Саура",
ежедневная газета, с 1963, тираж 20 тыс. экз., официальный орган пр-ва;
"Аль-Баас", ежедневная газета, с 1962, тираж 20 тыс. экз., орган Партии
араб. социалистич. возрождения (ПАСВ); "Кифах аль-Уммаль аль-Иштираки",
еженедельник, с 1966, тираж 10 тыс. экз., орган Всеобщей федерации рабочих
профсоюзов; "Аль-Муаллем аль-Араби", ежемесячный журнал, с 1948, издаётся
Министерством просвещения; "Нидаль аль-Феллахин", еженедельник, с 1965,
тираж 10 тыс. экз., орган Всеобщей федерации крест. союзов.



Сирийское араб. информац.
агентство - САНА - правительств. агентство, осн. в 1966, находится в Дамаске.
Сирийское радиовещание и телевидение - правительственная служба. Радиопередачи
(с 1950) ведутся на араб., франц., англ., русском, нем., исп., польском,
тур. и болг. языках. Телевидение существует с 1960.


XIII. Литература


Сирийский фольклор восходит
к древнейшему периоду истории Ассирии и Вавилонии (см. Вавилоно- Ассирийская
культура).
На терр. С. писали на сирийском яз. (2-14 вв.), а с 8 в.
стали писать и на арабском. Позднее (к 14 в.) араб. яз. полностью вытеснил
сирийский из светской лит-ры и тот сохранился лишь в религ. лит-ре. В ср.
века на терр. С. жили выдающиеся деятели классич. араб. лит-ры: Абу Таммам
(ок. 796-845), аль-Бухтури (819-97), аль-Мутанабби (915-65), Абу Фирас
(932-67) и философ Абу-ль-Ала аль-Маарри (973-1057 или 1058). Араб. лит-pa
С. развивалась в русле общеарабской культуры (см. Арабская культура,
раздел
Литература). В 19 в. начался период просветительства и оживления лит. жизни,
именуемый арабами Подъёмом (ан-Нахда). К просветителям старшего поколения
в С., включавшей тогда также Ливан и Палестину, относятся Насыф аль-Языджи
(1800-1871), Бутрус аль-Бустани (1819-83) и др. С их именами связано развитие
нац. школ и прессы; первая газ. - "Хадикат аль-Ахбар" (1858). Франсис Марраш
(1836-73) в кн. "Чаща права" (1866) под влиянием Ж. Ж. Руссо сделал попытку
философски обосновать понятие свободы. Идеи просветительства развивали
также Адиб Исхак (1856-85), автор историч. романов Джирджи Зейдан (1861-1914),
Джамиль Нахла Мудаввар (1862-1907), Фарах Антун (1874-1922), шейх Абдаррахман
аль-Кавакиби (1849-1903) и др. Первым переводчиком басен И. А. Крылова
на араб. яз. был Ризкал-ла Хассун (1825-80). Лит-pa С. вплоть до 19 в.
сохраняла традиции поздних араб. классиков. В поэзии существовали касыды
религ.
содержания.


Установление франц. мандата
над С. (1923) усилило проникновение зап.-европ. культуры во все сферы жизни
сирийцев. Ответной реакцией явилась деятельность группы сирийских учёных-филологов,
составившей ядро Араб. академии в Дамаске: Мухаммед Курд Али (1876-1953),
Халиль Мардам-Бек (1895-1959), Бадрад-дин аль-Хамид, Салим аль-Джунди и
др.; группа призывала к изучению лит. памятников средневековья. Просветители-западники,
относясь с уважением к классикам, считали необходимым обновить систему
образования по европ. образцу, освоить новые культурные ценности применительно
к араб. нац. характеру.


Наряду с поборниками традиц.
лит-ры в 20-е гг. в С. появилось новое поколение писателей, большинство
к-рых получало образование в европ. странах, чаще во Франции. Рассказы
сборника Субхи Абу Ганима "Песни ночи" (1922) окрашены в романтич. тона.
В сб-ках новелл Сами аль-Каяли "Трагедия" (1926), "Первая страница" (1930)
и др. романтизм уживается с реализмом. В 30-е гг. благодаря им был усовершенствован
жанр короткого рассказа. Лит.-критич. статьи Мааруфа Ахмеда аль-Арнаута
(1892-1948) способствовали формированию писателей Шакиба аль-Джабри (р.
1898), Фуада аш-Шаиба - автора кн. "Истории ран", Мухаммеда ан-Наджара
- автора кн. "Во дворцах Дамаска", Лияна Дей-рани, Халиля Хиндави и др.


В период нац.-освободит.
движения (30-е гг.) поэзия была боевым оружием. Поэты Хайр-ад-дин аз-Зирекли
(р. 1893), Мухаммед аль-Бизм (1887-1955), Бадави аль-Джабаль (р. 1903),
Омар Абу Риша (р. 1910) обличали франц. колонизаторов. Высокой художественности
достигла лирика (стихи Омара Абу Риша). В поэзии выделяются произв. Васфи
аль-Курунфули, унаследовавшего лучшие традиции араб. классиков. К сер.
30-х гг. в лит-ре усилилось демократич. направление. Большое влияние на
его формирование оказал журн. "Ат-Талиа" (1937). Группировавшиеся вокруг
него писатели перевели на араб. яз. и издали после 2-й мировой войны 1939-45
мн. труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, а также соч. рус. классиков.


2-я мировая война, борьба
с фашизмом сплотили демократич. силы. С дек. 1941 в Бейруте изд. ливанский
журн. "Ат-Тарик", в к-ром печатаются и произв. сирийских писателей. В лит-ру
пришли молодые писатели, отображавшие борьбу народа за независимость. В
рассказах всё чаще описывалась жизнь тружеников города и деревни с их заботами
и мечтами (рассказы Ханны Мины, р. 1922, Васфи аль-Бунни и др.). В 1951
создана Ассоциация сирийских писателей. Серия книг, изд. ассоциацией, включает
сб-ки рассказов Мавахиба аль-Каяли (р. 1919) -"Белые платки", Хасиба аль-Каяли
(р. 1923), Сайда Хаурания - "В людях радость" (1953) и Шауки Багдади (р.
1928) - "Наш квартал харкает кровью" (1954). В 1954 опубл. повесть Ханны
Мины "Синие лампы", получившая высокую оценку лит. критики как образец
араб. реалистич. лит-ры. Ханна Мина - автор романа "Парус и буря" (1965)
и др.


В 50-е гг. реалистич. метод
занял прочные позиции в лит-ре С. К известным писателям относятся Абдуссалям
аль-Уджейли, Видад Саккакини, Фарис Зарзур, Фадиль ас-Сибаи, Искандер Люка,
Колет Сухейль аль-Хури, Закарий Тамир, Адиль Абушанаб и др. Мн. поэты,
в т. ч. Ахмед Сулейман Ахмед, Шауки Багдади, Мухаммед аль-Харири, Надим
Мухаммед, Сулейман Иса, Мухаммед Камиль, Юсеф Хатиб, Али Джунди и др.,
выступали против посягательства империалистов на независимость С.


Лит-pa периода после 2-й
мировой войны стремилась к утверждению нац. характера, нац. духа; вместе
с тем в 60-е гг. у отд. новеллистов появился образ нового героя, часто
подавленного и разочарованного: сб-ки "Севильский светильник" (1963) и
"Любовь и душа" (1967) аль-Уджейли, "Ржание белого коня" Зака-рийи Тамира.
Израильская агрессия против араб. стран в 1967 вызвала к жизни лит-ру,
в к-рой звучат мотивы сопротивления (поэзия Ахмеда Сулеймана Ахмеда, Али
Джунди, проза Мутаа Сафади, Закарийи Тамира). Поэты Назар Каббани, Али
Ахмед Сайд известны во мн. араб. странах. Значительны книги по литературоведению:
Сами аль-Каяли "О современной сирийской литературе" (2 изд., 1968), Аднан
Ибн Зурейль "Сирийская проза" (1966).


Лит.: Крачковский
И. Ю., Арабская литература в XX в., Л., 1946; Ю супов Д. И., Литература
Сирии, в сб.: Современная Сирия, М., 1958; Соловьев В., Фильштинский И.,
Юсупов Д. И., Арабская литература, М., 1964; Долинина А. А., Очерки истории
арабской литературы нового времени. Египет и Сирия, М.. 1973; Салах Дихни,
Ясин Рифаийя Адиль Абу Шаха 6, аль-Кысса фи Сурийя, Дамаск, 1959.

Д. И. Юсупов.


XIV. Архитектура и изобразительное
искусство. Древнейшие памятники иск-ва С. восходят к эпохе неолита (наскальные
изображения в Демир-Капу, кам. и глиняные статуэтки, керамика из Сакче-Гёзю,
близкая аналогичным памятникам крашеной керамики культур). В Угарите
и
Тель-Халафе открыты неолитич. и энеолитич. поселения с сырцовыми постройками.
Для энеолитич. керамики типа Тель-Халаф характерен геометрич. орнамент,
включающий схематич. изображения животных. В эпоху ранней бронзы иск-во
сев. С. отмечено влиянием культуры Шумера. Высокое развитие иск-ва
С. в 1-й пол. 2-го тыс. до н. э. связано с расцветом городов-государств
(Мари,
Угарита,
Ямхада); в этот период создаются сложные по планировке дворцы, храмы с
алтарями на открытых дворах, кам. статуи, отличающиеся монументальностью
и лаконизмом форм. В произв. иск-ва 16-14 вв. до н. э. проявляются влияния
др.-егип. и эгейской культуры. После захвата значит. части терр. С. хеттами
иск-во С. вступает в сложное взаимодействие с хеттским. К нач. 1-го тыс.
до н. э. окончательно складывается типичный для зодчества древней С. тип
дворца-храма "бит-хилани" с портиком, оформленным фигурами типа кариатид,
и многочисленными ортостатами (рельефами). В 9 в. до н. э. преобладает
влияние ассирийского иск-ва. В кон. 4 в. до н. э.- 4 в. н.э. иск-во С.
развивается в орбите эллинистической культуры (крупнейшие центры
- Дура-Европос, Пальмира).


В 5-6 вв. в иск-ве С. складывается
местная ранневизант. художеств. школа. В культовом зодчестве доминирует
тип сурово-тяжеловесной по пропорциям 3-нефной базилики с аркадами
на низких столбах (базилика в Кальб-Луэех, ок. 480); сооружаются также
купольные базилики различных типов (церковь "Вне стен" в Русафе, 569-86).
Изобразит. иск-во этого времени представлено резьбой по камню и кости,
мозаиками полов, грубовато-экспрессивной книжной миниатюрой ("Евангелие
Рабулы", 586, б-ка Лауренциана, Флоренция).


После араб. завоевания (7
в.) С.- один из центров становления ср.-век. арабской культуры. В
архитектуре, использующей др.-рим. и визант. строит. опыт, утверждаются
типы многоколонной мечети (мечеть Омейядов в Дамаске), а также укреплённого
дворца-резиденции (замок в Каср аль-Хейр аль-Гарби). В изобразит.
иск-вах сохраняются эллинистич. и ранневизант. традиции (мозаики мечети
Омейядов в Дамаске, 8 в.), но преобладающим становится тяготение к плоскостности
и изысканному орнаментализму.


С 10 в. в С. формируется
облик ср.-век. арабского города с делением на обособленные укреплённые
кварталы. В городах строятся мечети, медресе, маристаны (больницы), крытые
рынки, караван-сараи, бани и др. сооружения, отличающиеся обычно простым
чётким планом и строгими линиями фасада с углублённой аркой входа; особое
распространение получают ячеистые купола. На терр. С. сохранились руины
романских замков крестоносцев (Крак-де-Шевалье, 12 в.). При Айюбидах (с
1187) архитектура носит подчёркнуто суровый, крепостной характер, при Мамлюках
(13 в.- 1516) в зодчестве усиливается декоративное начало, о чём свидетельствует,
в частности, повсеместно применяемая облицовка из чередующихся полос тёмного
и светлого камня (см. также ст. Египет, раздел Архитектура и изобразительное
искусство). В 13-14 вв. наступает расцвет иск-ва книжной миниатюры, сочетающей
орнаментализированную обобщённость композиций с живой выразительностью
в передаче жестов и поз. Среди произв. декоративно-прикладного искусства
выделяются керамика с росписью люстром, художеств. изделия из стекла
(с эмалевыми росписями) и металла (украшенные чеканкой, серебряными инкрустациями
и гравировкой), резьба по дереву, художеств. ткани.


В период подчинения С. Османской
империи (1516-1918) в архитектуре преобладают композиц. приёмы, типичные
для тур. зодчества; особенно обильным и пышным становится архит. декор.
В изобразит. иск-вах тур. воздействие сказывается в натурализации орнаментов.
Архитектура 1920-30-х гг. следует франц. зодчеству. В 1950-х гг. усиливаются
поиски решений, органично объединяющих совр. технич. конструкции с нац.
формами (арх. Вахби аль-Харири и др.). С идеями борьбы за независимость
связано творчество основоположников совр. сирийской живописи (Тауфик Тарик,
Мишель Кирша). В 1950-60-х гг. живопись испытывает определённое воздействие
модернизма, однако широко распространяются и тенденции, сочетающие прогрессивное
социально-обществ. содержание с формами европ. реализма или нац. ср.-век.
художеств. традициями (Махмуд Джалаль, Наим Исмаил, Луаи Каяли). Меньшее
развитие получила скульптура, в к-рой также преобладает прогрессивно-демократич.
реалистич. направление (Махмуд Джалаль, Жак Вар-де, Мухаммед Фатхи). В
совр. С. развиваются и традиц. виды прикладного иск-ва (вышивка, изготовление
плетёных изделий из цветной соломы, художеств. обработка металла).

Халеб. Мечеть Омейядов.Двор
(8 -13 вв.).


Стеклянный сосуд с эмалевой
росписью. 14-15 пв. Эрмитаж. Ленинград.


Илл. см. также на вклейке,
табл. XXIII (стр. 432-433).


Лит.: Всеобщая история
искусств, т. 2, кн. 2, т. 6, кн. 1, М., 1961 - 65; Всеобщая история архитектуры,
т. 8, 11, М., 1969 - 73; Веймарн Б. В., Искусство арабских стран и Ирана
VTI -XVII веков, М., 1974; К 1 е n g е 1 Н., Syria antiqiia. Vorislamische
DenkMaler der Syrischen Arabischen Repub-lik, Lpz., 1971.
XV. Музыка


В силу историч. особенностей
развития страны сирийская музыка явилась одной из ветвей араб. муз.
иск-ва (см. Арабская культура, раздел Музыка). Лишь в кон. 19 -
нач. 20 вв. начался процесс распада единой араб. культуры и выделения самостоят.
нац. культур, в т. ч. сирийской.


Нар. и традиц. музыка С.
характеризуется развитой ладовой системой, содержащей многочисл. лады-макамы.
Ведущий
муз. жанр - пение в сопровождении нар. оркестра. Из инструментов распространены
уд, рабаб, гиджак, канун и др. В нар. оркестры включаются также европ.
инструменты (скрипка, виолончель, контрабас). Оживление муз. жизни С. в
кон. 19 в. было связано с открытием в 1870 по инициативе комп. Мустафы
аль-Башнака (автора многочисл. песен) муз. школы в Халебе (Алеппо), где
обучали пению, игре на араб. нар. инструментах. В совр. С. осваиваются
достижения европ. муз. культуры. Центр муз. жизни - Дамаск. Большую роль
в популяризации музыки выполняют радио и телевидение. При Дамасском радио
созданы 2 нар. оркестра (их рук.- Ясин Ааше и Эмин Хаят). Начинает развиваться
проф. композиторская школа. Среди совр. композиторов - Сольхи Уадди (автор
ряда камерных инструм. ансамблей, произв. для фп., виолончели, основанных
на араб. нар. мелодиях), Дик Суккари (ему принадлежат симфония и др. сочинения).
Популярностью пользуются исполнители нар. песен Шакир Брехан, Мутиа Мафи,
Сабах Фахри, пианист Хозван Зиркли (1-я пр. на Все-араб. конкурсе пианистов).
Нац. муз. кадры готовят консерватории в Дамаске (открыта в 1962) и в Халебе
(1963). При Дамасской консерватории созданы камерный оркестр (единственный
в стране коллектив, исполняющий европ. музыку), ансамбли скрипачей, виолончелистов.
Эти коллективы выступают в многочисл. концертах. Большую помощь сирийцам
оказывают сов. музыканты (с 1964 в Дамасской консерватории работает ряд
сов. педагогов, к-рые ведут также концертно-исполнит. деятельность).
XVI. Театр


Истоки театр. иск-ва С.-
в нар. обрядах и празднествах. Оно вобрало все особенности араб. сценич.
культуры. Проф. театр возник в сер. 19 в., когда Абу Халиль аль-Каббани
организовал в Дамаске театр. труппу. В период между двумя мировыми войнами
в страну приезжали егип. труппы. Их иск-во оказало влияние на формирование
проф. театра С. В 1940-х гг. в Дамаске под рук. Абд аль-Латифа Фатхи был
создан театр. коллектив, к-рый в 1945-46 показал спектакли на сирийском
диалекте (впервые в истории араб. театра). В 1952 Саяд-ад-дин Бакдунис
организовал труппу, выступавшую в Дамаске и Халебе до 1957, Полупрофессиональный
Свободный театр осн. в 1956 в Дамаске (под рук. Рафика Джабри, Назара Фуада
и Тау-фика аль-Атари). Здесь ставили много-актные спектакли, к-рые имели
социальную направленность. С 1956 в Халебе работает Нар. театр, где выступали
известные актрисы Сара и Сана Дабеи, в 1957 создана нар. труппа пантомимы.
Значит. событием в культурной жизни С. стало открытие Араб. нац. драматич.
театра (Дамаск), в труппу к-рого вошли лучшие актёры страны, реж. Али Акля
Арсан и Асад Фидда, получившие образование на Западе, а с 1971 реж. Александр
Кинни, окончивший Гос. ин-т театр. иск-ва им. А. В. Луначарского в Москве.
В репертуаре театра араб. пьесы, европ. классич., рус. и советская драматургия
("Поле и дождь" Хусейна Хамзи, "Оптимистическая трагедия" В. В. Вишневского
и др.). Актёрское иск-во близко к реалистич. манере. К сер. 70-х гг. в
молодом сирийском театре начали преобладать спектакли остросоциальной тематики,
рассказывающие о жизни рабочих ("Дым подвалов" Юсефа Мукаддаша и др.).
Популярность завоевал сатирический театр "Аш-Шавк" ("Колючка"). В Дамаске
функционируют (помимо названных): Военный театр, Театр сатиры и комедии
им. Дуреда Ляхама, театр кукол. С 1967 в С. все актёры объединены в единый
профсоюз.
XVII. Кино


Первый в стране полнометражный
художеств. фильм "Невинно осуждённый" поставил в 1928 реж. А. Бадри. В
1930-е гг. выпущены кинокартины "Под небом Дамаска" (1932, реж. И. Анзур),
"По велению долга" (1938) и "Певица из кабаре" (1939) (реж. обоих фильмов
Бадри). В эти же годы под рук. Н. Рифаи началось произ-во хроникальных
кинолент. После 2-й мировой войны 1939-45 предприняты попытки активизации
нац. кинематографии; поставлены фильмы "Свет и тень" (1948, реж. Н. Шалбандар),
"Прохожий" (1950, реж. А. Арафан) и др. В 1964 в Дамаске создана Генеральная
орг-ция по произ-ву фильмов, осуществляющая также кинопрокат, импорт и
экспорт кинокартин. Среди значит. фильмов 60-70-х гг.- "Водитель грузовика"
(1967, реж. Б. Вучинич, почётный диплом на 1-м Междунар. кинофестивале
стран Азии и Африки в Ташкенте, 1968), "Обманутые" (по повести "Люди под
солнцем" Г. Канафани, 1972, реж. Т. Салех), "Леопард" (1972, реж. Н. Ма-лех,
пр. на междунар. кинофестивалях в Карлови-Вари, Локарно и Дамаске), "Кафр
Касем" (1975, реж. Б. Эльви). Снимаются рекламные, туристские, учебные
и др. фильмы. Среди известных кинодеятелей: реж. М. аш-Шахин, Б. ас-Сабуни,
В. Юсеф, актёры М. Васыф, X. ар-Румани, М. ас-Салех, А. ар-Раши. В 1974
выпущено 14 художеств. кинокартин, работало 118 кинотеатров, из них 113
частных и 5 государственных.


Лит.: Современная
Сирия, М., 1974.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я