СИСТЕМА
(от греч.
systema - целое, составленное из частей; соединение), множество элементов,
находящихся в отношениях и связях друг с другом, к-рое образует определённую
целостность, единство. Претерпев длительную историч. эволюцию, понятие
С. с сер. 20 в. становится одним из ключевых филос.-методологич. и специально-науч.
понятий. В современном научно-технич. знании разработка проблематики, связанной
с исследованием и конструированием С. разного рода, проводится в рамках
системного
подхода, общей теории С., различных специальных теорий С.,в кибернетике,
системотехнике,
системном анализе и т. д.
Первые представления о С.
возникли в антич. философии, выдвинувшей онтологич. истолкование С. как
упорядоченности и целостности бытия. В др.-греч. философии и науке (Евклид,
Платон, Аристотель, стоики) разрабатывалась идея системнэсти знания (аксиоматическое
построение логики, геометрии). Воспринятые от античности представления
о системности бытия развивались как в системно-онтологич. концепциях Б.
Спинозы и Г. Лейбница, так и в построениях науч. систематики 17-18 вв.,
стремившейся к естественной (а не телеологической) интерпретации системности
мира (напр., классификация К. Линнея). В философии и науке нового
времени понятие С. использовалось при исследовании научного знания; при
этом спектр предлагаемых решений был очень широк - от отрицания системного
характера науч.-теоретич. знания (Э. Кондильяк) до первых попыток филос.
обоснования логико-дедуктивной природы систем знания (И. Г. Ламберт
и
др.).
Принципы системной природы
знания разрабатывались в нем. классич. философии: согласно И. Канту, науч.
знание есть С., в к-рой целое главенствует над частями; Ф. Шеллинг и Г.
Гегель трактовали системность познания как важнейшее требование диалектич.
мышления. В бурж. философии 2-й пол. 19-20 вв. при общем идеалистич. решении
основного вопроса философии содержатся, однако, постановки, а в отдельных
случаях и решения нек-рых проблем системного исследования - специфики теоретич.
знания как С. (неокантианство), особенностей целого (холизм,
гештальтпсихология), методов построения логических и формализованных
систем (неопозитивизм).
Общефилос. основой исследования
С. являются принципы материалистич. диалектики (всеобщей связи явлений,
развития, противоречия и др.). Труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина
содержат богатейший материал по филос. методологии изучения С.- сложных
развивающихся объектов (см. в ст. Системный подход).
Для начавшегося со 2-й пол.
19 в. проникновения понятия С. в различные области конкретно-науч. знания
важное значение имело создание эволюц. теории Ч. Дарвина, теории относительности,
квантовой физики, структурной лингвистики и др. Возникла задача построения
строгого определения понятия С. и разработки оперативных методов анализа
С. Интенсивные исследования в этом направлении начались только в 40-50-х
гг. 20 в., однако многие конкретно-науч. принципы анализа С. уже были сформулированы
ранее в тектологии А. А. Богданова, в работах В. И. Вернадского,
в
праксеологии Т. Котарбинъского и др. Предложенная в кон. 40-х гг.
Л. Берталанфи программа построения "общей теории систем" явилась
одной из первых попыток обобщённого анализа системной проблематики. Дополнительно
к этой программе, тесно связанной с развитием кибернетики, в 50-60-е гг.
был выдвинут ряд общесистемных концепций и определений понятия С. (в США,
СССР, Польше, Великобритании, Канаде и др. странах).
При определении понятия С.
необходимо учитывать теснейшую взаимосвязь его с понятиями целостности,
структуры, связи, элемента, отношения, подсистемы и др. Поскольку понятие
С. имеет чрезвычайно широкую область применения (практически каждый объект
может быть рассмотрен как С.), постольку его достаточно полное понимание
предполагает построение семейства соответствующих определений - как содержательных,
так и формальных. Лишь в рамках такого семейства определений удаётся выразить
основные системные принципы: целостности (принципиальная несводимость свойств
С. к сумме свойств составляющих её элементов и невыводимость из последних
свойств целого; зависимость каждого элемента, свойства и отношения С. от
его места, функций и т. д. внутри целого), структурности (возможность описания
С. через установление её структуры, т. е. сети связей и отношений С.; обусловленность
поведения С. поведением её отд. элементов и свойствами её структуры), взаимозависимости
С. и среды (С. формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия
со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия),
иерархичности (каждый компонент С. в свою очередь может рассматриваться
как С., а исследуемая в данном случае С. представляет собой один из компонентов
более широкой С.), множественности описания каждой С. (в силу принципиальной
сложности каждой С. её адекватное познание требует построения множества
различных моделей, каждая из которых описывает лишь определённый аспект
С.) и др.
Существенным аспектом раскрытия
содержания понятия С. является выделение различных типов С. (при этом разные
типы и аспекты С.- законы их строения, поведения, функционирования, развития
и т. д.- описываются в соответствующих специализированных теориях систем).
Предложен ряд классификаций С., использующих разные основания. В наиболее
общем плане С. можно разделить на материальные и абстрактные. Первые (целостные
совокупности материальных объектов) в свою очередь делятся на С. неорганической
природы (физич., геологии., химич. и др.) и живые С., куда входят как простейшие
биол. С., так и очень сложные биол. объекты типа организма, вида, экосистемы.
Особый класс материальных живых С. образуют социальные С., чрезвычайно
многообразные по своим типам и формам (начиная от простейших социальных
объединений и вплоть до социально-экономич. структуры общества). Абстрактные
С. являются продуктом человеческого мышления; они также могут быть разделены
на множество различных типов (особые С. представляют собой понятия, гипотезы,
теории, последоват. смена науч. теорий и т. д.). К числу абстрактных С.
относятся и науч. знания о С. разного типа, как они формулируются в общей
теории С., спец. теориях С. и др. В науке 20 в. большое внимание уделяется
исследованию языка как С. (лингвистич. С.); в результате обобщения этих
исследований возникла общая теория знаков - семиотика. Задачи обоснования
математики и логики вызвали интенсивную разработку принципов построения
и природы формализованных, логич. С. (металогика, метаматематика). Результаты
этих исследований широко применяются в кибернетике, вычислит. технике и
др.
При использовании других
оснований классификации С. выделяются статичные и динамичные С. Для статичной
С. её состояние с течением времени остаётся постоянным (напр., газ в ограниченном
объёме - в состоянии равновесия). Динамичная С. изменяет своё состояние
во времени (напр., живой организм). Если знание значений переменных С.
в данный момент времени позволяет установить состояние С. в любой последующий
или любой предшествующий моменты времени, то такая С. является однозначно
детерминированной. Для вероятностной (стохастической) С. знание значений
переменных в данный момент времени позволяет только предсказать вероятность
распределения значений этих переменных в последующие моменты времени. По
характеру взаимоотношения С. и среды С. делятся на закрытые - замкнутые
(в них не поступает и из них не выделяется вещество, происходит лишь обмен
энергией) и открытые- незамкнутые (постоянно происходят ввод и вывод не
только энергии, но и вещества). По второму закону термодинамики, каждая
закрытая С. в конечном счёте достигает состояния равновесия, при к-ром
остаются неизменными все макроскопич. величины С. и прекращаются все макроскопич.
процессы (состояние макс. энтропии и миним. свободной энергии). Стационарным
состоянием открытой С. является подвижное равновесие, при к-ром все макроскопич.
величины остаются неизменными, но непрерывно продолжаются макроскопич.
процессы ввода и вывода вещества. Поведение названных классов С. описывается
с помощью дифференциальных уравнений, задача построения к-рых решается
в математич. теории С.
Совр. научно-технич. революция
привела к необходимости разработки и построения автоматизированных С. управления
нар. х-вом (пром-стью, транспортом и т. д.), автоматизированных С. сбора
и обработки информации в национальном масштабе и т. д. Теоретич. основы
для решения этих задач разрабатываются в теориях иерархических, многоуровневых
С., целенаправленных С. (в своём функционировании стремящихся к достижению
определённых целей), самоорганизующихся систем (способных изменять
свою организацию, структуру) и др. Сложность, много компонентность, стохастичность
и др. важнейшие особенности современных технич. С. потребовали разработки
теорий систем "человек и машина", сложных систем, системотехники,
системного анализа.
В процессе развития системных
исследований в 20 в. более чётко были определены задачи и функции разных
форм теоретич. анализа всего комплекса системных проблем. Основная задача
специализированных теорий С.- построение кон-кретно-науч. знания о разных
типах и разных аспектах С., в то время как главные проблемы общей теории
С. концентрируются вокруг логико-методологич. принципов системного исследования,
построения метатеории анализа С. В рамках этой проблематики существ. значение
имеет установление методологич. условий и ограничений применения системных
методов. К числу таких ограничений относятся, в частности, т. н. системные
парадоксы, напр. парадокс иерархичности (решение задачи описания любой
данной С. возможно лишь при условии решения задачи описания данной С. как
элемента более широкой С., а решение последней задачи возможно лишь при
условии решения задачи описания данной С. как С.).
Выход из этого и аналогичных
парадоксов состоит в использовании метода последовательных приближений,
позволяющего путём оперирования неполными и заведомо ограниченными представлениями
о С. постепенно добиваться более адекватного знания об исследуемой С. Анализ
методологич. условий применения системных методов показывает как принципиальную
относительность любого, имеющегося в данный момент времени описания той
или иной С., так и необходимость использования при анализе любой С. всего
арсенала содержательных и формальных средств системного исследования.
Лит.: Маркс К. и Энгельс
Ф.. Соч., 2 изд., т. 20; 26, ч. 2; т. 46, ч. 1; Л е н и н В. И.. Полн.
собр. соч., 5 изд., т. 18, 29; X а и л о в К. М., Проблема системной организованности
в теоретической биологии, "Журнал общей биологии", 1963, т. 24, № 5; Ляпунов
А. А., Об управляющих системах живой природы, в сб.: О сущности жизни,
М., 1964; Щедровицкий Г. П., Проблемы методологии системного исследования,
М., 1964; Б и р Ст., Кибернетика и управление производством, пер. с англ.,
М., 1965; Проблемы формального анализа систем. [Сб. ст.], М., 1968; X о
л л А. Д., Ф е и д ж и н Р. Е., Определение понятия системы, в сб.: Исследования
по общей теории систем, М., 1969; Месарович М., Теория систем и биология:
точка зрения теоретика, в кн.: Системные исследования. Ежегодник. 1969,
М., 1969; Малиновский А. А., Пути теоретической биологии, М., 1969; Рапопорт
А.. Различные подходы к общей теории систем, в кн.: Системные исследования.
Ежегодник. 1969, М., 1969; Уемов А. И., Системы и системные исследования,
в кн.: Проблемы методологии системного исследования, М., 1970; Шрейдер
Ю. А., К определению системы. "Научно-техническая информация. Серия 2",
1971, № 7; О г у р ц о в А. П., Этапы интерпретации системности знания,
в кн.: Системные исследования. Ежегодник. 1974, М., 1974; Садовский В.
Н., Основания общей теории систем, М., 1974; Урманцев Ю. А., Симметрия
природы и природа симметрии, М., 1974; Bertalanffy L. von, An outline of
general system theory, "British Journal for the Philosophy of Science",
1950, v. 1, № 2; Systems: research and design, ed. by D. P. Eckman, N.
Y.- L., [1961]; Z a d e h L. A., Polak E., System theory, N. Y., 1969:
Trends in general systems theory, ed. by G. J. Klir, N. Y., 1972; Laszlo
E., Introduction to systems philosophy, N. Y., 1972; Unity through diversity,
ed. by W. Gray and N. D. Rizzo, v. 1 - 2, N. Y., 1973.
См. также лит. при ст. Системный
анализ, Системный подход. В. Н. Садовский.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я