СИСТЕМА "ЧЕЛОВЕК И МАШИНА"
состоит
из человека-оператора (или группы операторов) и машины, посредством к-рой
он (они) осуществляет(ют) трудовую деятельность, связанную с произ-вом
материальных ценностей, управлением, обработкой информации и т. д. Основу
трудовой деятельности человека в С. "ч. и м." составляет его взаимодействие
(в соответствии с получаемой информацией) с предметом труда (объектом управления)
и машиной через посредство органов управления.
Интерес к проблеме С. "ч.
и м." возник в сер. 20 в.; он был обусловлен тем, что в качестве объектов
технич. проектирования и конструирования стали всё чаще выступать различного
рода системы (управления произ-вом, транспортом, связью, космич. полётами
и т. п.), эффективность функционирования к-рых во многом определяется деятельностью
включаемого в них человека. Сочетание способностей человека и возможностей
машины (или совокупности технических средств) существенно повышает эффективность
управления.
Несмотря на совместное выполнение
функций управления человеком и машиной, каждая из двух составляющих системы
подчиняется в работе собственным, свойственным только ей закономерностям,
причём эффективность функционирования системы в целом определяется тем,
в какой мере при её создании были выявлены и учтены присущие человеку и
машине особенности, в т. ч. ограничения и потенциальные возможности. Наиболее
полно эти особенности обнаруживаются в процессе проектирования согласованных
внешних (технич.) и внутренних (свойственных оператору, см. Человеческие
факторы) средств деятельности, включая построение информационной и
концептуальной моделей.
Информационная модель - организованное
в соответствии с определённой системой правил отображение состояний предмета
труда (объекта управления), самой С. "ч. и м.", внешней среды и способов
воздействия на них. Физически информац. модели реализуются с помощью средств
отображения информации (см., напр., Отображения информации устройство).
Пользуясь
информац. моделью, оператор на основе своих знаний и опыта формирует концептуальную
модель - совокупность собственных представлений о целях и задачах трудовой
деятельности и о состояниях предмета труда, самой С. "ч. и м.", внеш. среды
и способов воздействия на них.
Одна из важнейших проблем
построения С. "ч. и м." - оптимальное распределение функций между оператором
и технич. средствами, т. е. определение операций (и действий), к-рые должны
выполняться человеком и машиной для обеспечения требуемой эффективности
действия системы. Возможны 2 осн. варианта распределения функций: в первом
человек выполняет только операции контроля за машинным процессом решения
задачи и утверждает решение; во втором часть операций выполняется человеком
и машиной совместно, иначе решение не может быть получено. Первый вариант
- это своего рода параллельная организация взаимодействия человека с машиной,
второй - его последовательная ("пошаговая") организация. При выборе того
или иного варианта должны учитываться соображения методологич. характера,
касающиеся социальной функции человека как субъекта труда, а также практич.
рекомендации науки об управлении, включая и рекомендации по организации
управления в высших звеньях систем. Важное место в таком обосновании должно
принадлежать инженерно-психологич. оценкам и использованию результатов
изучения психофизиологич. функций человека. По совр. представлениям обоснование
рационального (и даже оптимального) распределения функций должно базироваться
на количеств. оценках качества решения задач человеком (и машиной) и оценках
влияния этого качества на общую эффективность системы.
Стройной классификации С.
"ч. и м." ещё не создано. Критерием различения могут служить функции человека
в С. "ч. и м.", в к-рых находит отражение коренное изменение в технологич.
способе соединения человека и техники. "Труд выступает,- писал К. Маркс,
характеризуя автоматизированное производство,-уже не столько как включенный
в процесс производства, сколько как такой труд, при котором человек, наоборот,
относится к самому процессу производства как его контролер и регулировщик...
Вместо того, чтобы быть главным агентом процесса производства, рабочий
становится рядом с ним" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч.
2, с. 213). Выделяют следующие 5 основных классов систем, в к-рых человек:
1) непосредственно включён в технологич. процесс и, работая в основном
в режиме немедленного обслуживания, совершает преим. управляющие действия,
руководствуясь при этом инструкциями, содержащими, как правило, почти полный
набор возможных ситуаций и решений (операторы автоматич. линий, операторы
по приёму и передаче информации и т. п.); 2) является оператором-наблюдателем
или контролёром (операторы радиолокац. станций, диспетчеры трансп. систем
и т. п.); 3) выполняет функции оператора-манипулятора, осуществляющего
управление роботами, манипуляторами, машинами -усилителями мышечной энергии
человека; 4) выступает в роли оператора-исследователя (абоненты вычислит.
систем, дешифровщики и т. п.); 5) осуществляет деятельность оператора-руководителя
(операторы, принимающие ответственные решения, организаторы и т. п.). В
системах 2, 4 и 5-го классов оператор может работать в режиме "диалога"
с машиной, при к-ром решение задачи реализуется человеком и машиной поочерёдно.
Изучение С. "ч. и м." может
и должно осуществляться как исследование функционального целого (см. Системотехника).
Подход
к человеку как к особому звену, включённому в систему технич. средств,
позволяет решать вопросы повышения эффективности функционирования системы.
Однако ограниченность такого подхода состоит в том, что он абстрагируется
от обществ. природы труда и от человека как его субъекта. Соотношение человек-машина
есть прежде всего соотношение субъект труда - орудие труда.
Осн. трудность изучения С.
"ч. и м." состоит в необходимости объединения (в едином комплексе) исследований,
относящихся к разным областям науки (к физиологии, инженерной психологии,
эргономике, кибернетике и др.), к-рые различаются по методам исследования
и пользуются разной терминологией.
Лит.: Ломов Б. Ф.,
Человек и техника, [2 изд.], М., 1966; Человек и вычислительная техника.
К., 1971; Монмоллен М., Системы "человек и машина", пер. с франц., М.,
1973; 3 и н ч е н к о В. П., М у н и п о в В. М., Смолян Г. Л., Эргономические
основы организации труда, М., 1974; Введение в эргономику, М., 1974; М
е i s t e r D., Human factors: theory and pratice, N. Y., 1971.
В.П. Зинченко, В.М. Мунипов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я