СИСТЕМЫ МИРА
термин,
употребляемый в астрономии для обозначения представлений о строении системы
небесных тел - Земля, Луна, Солнце, планеты. Попытки создания С. м. предпринимались
в Др. Греции уже в 6 в. до н. э. (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Исторически
наибольшее значение имела геоцентрич. С. м., разработанная древнегреч.
учёными Аристотелем (4 в. до н.э.) и Птолемеем (2 в. н. э.),
и гелиоцентрич. С. м. польского астронома Н. Коперника (1-я пол.
16 в.).
В геоцентрич. С. м., принимавшейся
за истинную в течение ок. 2000 лет, нашёл яркое воплощение антропоцентризм
в
форме идеи о центральном положении Земли во Вселенной. В системе мира Аристотеля
неподвижная Земля окружена снаружи семью "небесами", принадлежащими "планетам":
Луне, Меркурию, Венере, Солнцу, Марсу, Юпитеру и Сатурну. Восьмое "небо"
занимают звёзды. На девятом - находится "дух", или "первый двигатель",
к-рый каким-то непостижимым образом сообщает движение всем небесам. Для
того чтобы объяснить довольно сложное видимое движение планет по небу,
Аристотель использовал идею Евдокса Книдского (4 в. до н. э.) о
системе концентрических вращающихся прозрачных сфер. Всего, согласно его
взглядам, имелось 56 сфер. Эта сложность объяснения связана с тем, что
движение планет Аристотель, следуя своему учителю Платону (5-4 вв,
до н. э.), стремился воспроизвести как результат совершенно равномерного
вращения нескольких вложенных друг в друга сфер. Взаимный наклон осей и
скорости вращения сфер подбирались для каждой планеты отдельно.
Во 2 в. до н. э. Гиппарх
заменил
систему сфер системой эпициклов, идею о к-рых он заимствовал у Аполлония
Пергского (ок. 200 до н. э.). Система мира Гиппарха была использована
и получила законченное развитие в "Альмагесте" Птолемея. В теории эпициклов
вместо вращающихся сфер введено равномерное движение планет по окружностям,
наз. эпициклами. В то же время сами эпициклы предполагаются перемещающимися
т. о., что их центры движутся по другим окружностям, т. н. деферентам.
В большинстве случаев одного эпицикла оказывалось недостаточно для представления
наблюдаемого сложного движения планет с удовлетворительной точностью и
тогда вводился второй, третий и т. д. эпициклы.
При этом считалось, что планета
движется по последнему из них, а центр каждого эпицикла движется по окружности
предыдущего. Углы наклона плоскостей деферентов и эпициклов, их относительные
радиусы и угловые скорости перемещения по ним подбирались так, чтобы наилучшим
образом описывать видимые движения планет по небу. В течение всего средневековья
геоцентрич. С. м. провозглашалась католич. церковью как единственно соответствующая
христ. вероучению. В ср. века к первоначальным девяти небесным сферам прибавляли
ещё одну или две сферы, самая крайняя из к-рых наз. эмпиреем и объявлялась
местопребыванием бога и "праведников".
Гелиоцентрич. С. м. создавалась
в эпоху Возрождения и имела революц. значение для развития естествознания.
Замечат. труд Н. Коперника "Об обращениях небесных сфер", в к-ром содержится
изложение гелиоцентрич. С. м., был издан в 1543, и с этого времени начинается
новая эра естествознания. Коперник опроверг учение о неподвижности Земли.
В разработанной им С. м. показано, что Земля вместе с другими планетами
(Меркурием, Венерой, Марсом и т. д.) обращается вокруг Солнца, являющегося
центр. телом планетной системы. Естественное и простое объяснение получили
сложные петлеобразные движения планет: наблюдаемые их перемещения по небу
являются относительными движениями, к-рые мы наблюдаем с движущейся Земли.
Таким образом, согласно этой С. м., Земля не является центром мироздания,
она - лишь одна из планет. Учение Коперника нанесло решительный удар по
антропоцентризму.
Одним из последователей учения
Коперника был Дж. Бруно, к-рый пришёл к правильному материалистич.
выводу о бесконечности Вселенной и о том, что Солнце является центром лишь
Солнечной системы, одного из бесчисленных миров, существующих во Вселенной.
В кон. 16 в. развернулась ожесточённая борьба передовой науки против геоцентризма,
поддерживаемого христ. церковью. Бруно, обвинённый рим. инквизицией в ереси,
был сожжён на костре. Науч. открытия Г. Галилея явились важной физич.
и филос. аргументацией в пользу гелиоцентрич. С. м. Его телескопич. наблюдения
подтвердили, что Солнце - это лишь одна из бесчисленного множества звёзд.
В связи с этими открытиями, опровергавшими христ. учение, католич. церковь,
не реагировавшая на книгу Коперника в 1-е десятилетия после её появления,
в 1616 издала декрет инквизиции, по к-рому защита учения Коперника рассматривалась
как проявление еретич. воззрений. В 1632 против Галилея был возбуждён суд.
процесс. Католич. церковь жестоко преследовала учёных, развивавших и распространявших
гелиоцентрич. С. м., направляла против сторонников новых представлений
о Вселенной террор инквизиц. трибуналов.
После открытий, сделанных
в 16-17 вв., вопрос о том, находится ли в центре Вселенной Земля или Солнце,
по существу отпал. Было ясно, что Солнце -одна из звёзд и потому, так же,
как и Земля, не может быть центром даже для сколько-нибудь большой группы
звёзд. Вселенная же в силу своей бесконечности вообще не может иметь никакого
центра.
После детального выяснения
строения Солнечной системы, в кон. 18 в. было положено начало изучению
строения Галактики, а в 20 в. благодаря развитию средств и методов
астрономич. наблюдений стали возможными исследования строения метагалактики.
В
связи с этим термин "С. м." стал иногда употребляться в новом, расширенном
смысле, включающем представления об осн. чертах строения этих объектов.
См. также статьи Астрономия, Вселенная, Космогония, Космология и
лит. при них.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я