СКАЗ
1) вид литературно-художеств.
повествования, построенного как рассказ лица, позиция и речевая манера
к-рого отличны от точки зрения и стиля самого автора. Столкновение и взаимодействие
этих смысловых и речевых позиций лежит в основе художеств. эффекта С. Речь
рассказчика в С. (реального или подразумеваемого) выходит за пределы письменно-лит.
нормы данного времени и может быть ориентирована на просторечие, диалект,
проф.
речь или представлять сложную комбинацию их с лит. нормой (В. Даль, Н.
Лесков, М. Зощенко). Произв. может состоять из С. целиком или С. в нём
может сопровождаться авторским введением, послесловием, перебивами. От
стилизации С. отличается использованием внелитературных жанровых
и речевых форм. Случаи, когда в произв. есть указание на рассказчика, но
его слово не противостоит авторскому, не относятся к С. (рассказы И. С.
Тургенева). Зарубежное, в частности англо-амер., литературоведение понятием
аналогичным С. не пользуется, но по существу рассматривает ту же проблему
взаимодействия в одном произв. разных повествоват. позиций("точек зрения"),
подчинённых или противостоящих осн. рассказчику ("централизующему сознанию").
2) В сов. фольклористике
"С."- термин (так же как и "устный народный рассказ"), обозначающий все
жанры устной прозы несказочного характера, включая т. н. "мемораты"-рассказы
от первого лица и "фабулаты"-повествования, отделившиеся от участника события,
о к-ром рассказывается (предания, легенды, былички и др.). Иногда в этом
же значении употребляют термин сказание.
Лит.: Эйхенбаум Б.,
Литература, Л.. 1927; Виноградов В., Проблема сказа в стилистике, в кн.:
Поэтика, в. 1, Л., 1926; его же, Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика,
М., 1963; Бахтин М. М., Проблемы поэтики Достоевского, 2 изд., М., 1963;
Чистов К. В., Сказ, в кн.: Литературная энциклопедия, т. 6, М., 1971. А.
П. Чудаков, К. В. Чистов (С. в фольклоре).
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я