СКИФЫ
(греч. Skythai),
общее название осн. населения Сев. Причерноморья, состоявшего из родств.
племён североиран. языковой группы индоевроп. семьи. С. были родственны
савроматам (сарматам), массагетам и сакам. Одни исследователи считают их
потомками носителей срубной культуры эпохи бронзы, продвигавшихся
начиная с 14 в. до н. э. с терр. Поволжья на 3. Другие полагают, что осн.
ядро С. вышло из Ср. Азии или Сибири и смешалось с населением Сев. Причерноморья.
Начало истории С. отмечено их войной с киммерийцами, к-рые были
вытеснены С. из Сев. Причерноморья к 7 в. до н. э., и походами С. в Малую
Азию. С 70-х гг. 7 в. до н. э. С. завоевали Мидию, Сирию, Палестину и господствовали
в Передней Азии, но в нач. 6 в. до н. э. были вытеснены оттуда мидийца-ми.
Следы пребывания С. отмечены и на Сев. Кавказе. Осн. терр. расселения С.-степи
между ниж. течением Дуная и Дона, включая степной Крым и р-ны, прилегающие
к Сев. Причерноморью. Сев. граница неясна. С. разделялись на неск. крупных
племён. По сообщению Геродота, господствующими были С. царские,
жившие в степях между Днепром и Доном. По правобережью ниж. Днепра и в
степном Крыму обитали С.-кочевники. Между Ингулом и Днепром вперемежку
с кочевниками жили С.-земледельцы. В бассейне Юж. Буга, близ г. Ольвия
обитали каллипиды, или эллино-С., севернее их -алазоны, а ещё севернее
- С.-пахари. Границы расселения отд. племён Скифии (особенно С -пахарей)
неясны. Тесные отношения с рабовладельч. городами Сев. Причерноморья, интенсивная
торговля С. скотом, хлебом, мехами и рабами усиливали процесс классообразования
в скифском обществе. Известно о существовании у С. союза племён, к-рый
постепенно приобретал черты своеобразного гос-ва рабовладельч. типа во
главе с царём. Власть царя была наследственной и обожествлялась. Она ограничивалась
союзным советом и нар. собранием. Происходило выделение воен. аристократии,
дружинников и жреческой прослойки. Политич. сплочению С. способствовала
их война с персидским царём Дарием I в 512 до н. э. На рубеже 5-4 вв. до
н. э. царь Атей устранил др. скифских царей и узурпировал всю власть. К
40-м гг. 4 в. до н.э. он закончил объединение Скифии от Азовского м. до
Дуная.
Археологич. исследование
Каменского
городища показало, что оно в эпоху расцвета Скифского царства являлось
адм. и торг.-экономич. центром степных С. Резкие изменения в социальном
строе С. к 4 в. отразились в появлении в Приднепровье грандиозных курганов
скифской аристократии, т. н. царских курганов, достигавших в высоту более
20 м. В них были погребены цари и их дружинники в глубоких и сложных
по конструкции погребальных сооружениях. Погребения аристократии сопровождались
захоронением умерщвлённых жён или наложниц, слуг (рабов) и лошадей.
Воинов хоронили с оружием:
короткие мечи-акинаки с золотыми обкладками ножен, масса стрел с
бронзовыми наконечниками, колчаны или гориты, обложенные золотыми
пластинами, копья и дротики с жел. наконечниками. В богатых могилах часто
встречались медная, золотая и серебряная посуда, греч. расписная керамика
и амфоры с вином, разнообразные украшения, часто тонкой ювелирной работы
скифских и греч. мастеров. Во время погребения рядовых скифских общинников
совершался в основном тот же обряд, но погребальный инвентарь был беднее.
В 339 до н. э. царь Атей
погиб в войне с македонским царём Филиппом II. В 331 до н. э. Зопирион,
наместник Александра Македонского во Фракии, вторгся в зап. владения С.,
осадил Ольвию, но С. уничтожили его войско. К кон. 3 в. до н. э.
держава С. значительно сократилась под натиском сарматов, пришедших
из-за Дона. Столица С. была перенесена в Крым, где на р. Салгир (близ Симферополя)
возник г. Неаполь скифский, основанный, вероятно, царём Скилуром.
Кроме Крыма, С. продолжали удерживать земли в низовьях Днепра и Буга. Наивысшего
расцвета Скифское царство в Крыму достигло во 2 в. до н. э., когда С. стремились
захватить в свои руки внеш. торговлю хлебом, подчинили себе Ольвию и ряд
владений Херсонеса. Политич. активность С. была временно ослаблена в результате
их поражения в войне против Диофанта, выступившего на стороне Херсонеса.
Однако во 2-й пол. 1 в. н. э. при царях Фарзое и Инисмее С. вновь усилились
и неоднократно воевали с Боспорским государством. Скифское царство
с центром в Крыму просуществовало до 2-й пол. 3 в. н. э. и было уничтожено
готами.
С. окончательно потеряли свою самостоятельность и этнич. своеобразие,
растворившись среди племён Великого переселения народов. Название "С."
перестало носить этнич. характер и применялось к различным народам Сев.
Причерноморья. С. оставили неизгладимый отпечаток в истории. Их успехи
в развитии экономики (ремёсел, земледелия) и воен. дела оказали значит.
влияние на историю и культуру последующих народов Юга России.
Иск-во С. представляет собой
одну из самых ярких областей художеств. культуры Северного Причерноморья.
Среди художеств. изделий, обнаруженных в погребениях С., наиболее интересны
предметы, декорированные в зверином стиле: обкладки колчанов и ножен,
рукоятки мечей, детали уздечного набора, бляшки (использовавшиеся для украшения
конской сбруи, колчанов, панцирей, а также в качестве женских украшений),
ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д. Наряду с изображениями фигур
животных (оленя, лося, козла, хищных птиц, фантастич. животных и т. д.)
на них встречаются сцены борьбы зверей (чаще всего орла или хищника, терзающего
травоядное животное). Изображения выполнялись в невысоком рельефе при помощи
ковки, чеканки, литья, тиснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра,
железа и бронзы. Восходящие к образам тотемных предков, в скифское время
они представляли злых и добрых духов и играли роль магич. амулетов; кроме
того, они, возможно, символизировали силу, ловкость и храбрость воина.
Особенностями скифского звериного
стиля являются необычайная живость, характерность и динамика образов, замечат.
приспособленность изображений к формам предметов. В иск-ве С. 4-3 вв. до
н. э. образы животных получали всё более орнаментальную, линейно-плоскостную
трактовку. Существовали и каменные, сильно схематизированные изваяния С.-воинов,
устанавливавшиеся на курганах. С 5 в. до н. э. греч. мастера изготовляли
предметы декоративно-прикладного иск-ва для С., сообразуясь с их художеств,
вкусами. Известнейшие памятники иск-ва С., живших на Европ. части СССР
(а также др.-греч. произв.), найдены в Келермесских курганах и курганах
Карагодеуагих,
Куль-Оба, Солоха, Чертомлык и др.; уникальные настенные росписи открыты
в Неаполе скифском.
Илл. см. на вклейке, табл.
XXIV (стр. 432-433).
Лит.: Латышев В. В.,
Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе, т.
1 - 2, СПБ, 1893 -1906; Г р а к о в Б. Н., Скифы, М., 1971; Черников С.
С., Загадки золотого кургана. Где и когда зародилось "скифское искусство",
М., 1965; Смирнов А. П., Скифы, М., 1966; Сокровища скифских курганов в
собрании Государственного Эрмитажа, текст М. И. Артамонова, Прага - Л.,
[1966]; ХазановА. М., Золото скифов, М., 1975; Rostovtzeff M., The animal
style in South Russia and China, Princeton -L., 1929.; J e t t m a r K.,
Die friihen Steppenvolker. Der Eurasiatische Tierstil..., Baden-Baden,
[1964]. К. Ф. Смирнов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я