СКЛАДЫ
складские
здания и сооружения, хранилища материалов, сырья, оборудования, продукции
и т. п. Различают С. базовые, производственные, торгово-производственные,
торговые, перевалочные, распределительные (для обеспечения эффективности
грузовых связей между отд. объектами в сфере произ-ва и потребления, регулирования
материальных ресурсов и их распределения), универсальные (для совместного
хранения товарно-материальных ценностей, допускающих одинаковые условия
содержания), специализированные (для раздельного хранения грузов определённых
видов - жидких, сыпучих, взрывчатых и др.).
С. размещают на путях осн.
грузовых потоков, отдельно или в комплексе с др. С. и зданиями различного
назначения, с учётом свойств хранящихся материалов и возможности расширения
складских площадей. В С. нередко выполняются подготовит. и нек-рые производств.
операции (комплектование, расфасовка и т. п.). Осн. способы хранения штучных
или пакетированных грузов - стеллажный и штабельный. Применяются стеллажи:
передвижные
(перемещаемые вручную или с помощью механич. привода), стационарные тоннельного
типа, стационарные многоярусные и др. Подъёмно-трансп. оборудование С.:
рельсовые и безрельсовые трансп. средства (механизированные и ручные) с
периодич. подачей грузов, крановое оборудование и механизмы с непрерывной
подачей грузов (см. Подъёмно-транспортные машины). Преобладают механизмы
непрерывного транспорта и напольного безрельсового для пакетированных грузов
(конвейеры, электро- и автопогрузчики, краны-штабелёры с дистанц. и программным
управлением). В крупных С. распознавание грузов, выбор места хранения,
управление механизмами выполняются с помощью ЭВМ.
С. строят: открытые - на
открытых площадках (для хранения контейнеров, тяжеловесных грузов и т.
п.); полузакрытые (навесы) - одно- и многопролётные; закрытые - одно- и
многоэтажные, отапливаемые и т. н. холодные. Закрытые С. бывают наземные,
полуподземные и подземные. Планировочные и конструктивные решения С. определяются
общими принципами проектирования производств. зданий (см. Промышленные
здания). Наиболее распространены одноэтажные здания С. (в т. ч. с многоярусными
стеллажами), обладающие рядом преимуществ перед многоэтажными при высокой
интенсивности грузооборота и обширной номенклатуре хранящихся грузов, а
именно: возможностью более интенсивного включения С. в технология, процесс,
более рациональным использованием складской площади, меньшими эксплуатац.
затратами.
Для хранения жидкостей (напр.,
нефтепродуктов) применяют металлич. или железобетонные резервуары (наземные,
полуподземные и подземные). С. сыпучих материалов, нечувствительных к атм.
воздействиям, обычно устраивают открытыми и оборудуют мостовыми, козловыми
или стреловыми кранами. Сыпучие материалы, на к-рые атм. влага оказывает
отрицат. воздействие (рудные материалы, искусств. удобрения), хранят в
закрытых С., снабжённых транспортёрами, или под навесами, имеющими мостовые
краны или кранбалки. Для хранения зернопродуктов, цемента и др. ценных
сыпучих материалов сооружают т. н. силосные С., оборудованные горизонтальными
и вертикальными транспортёрами.
Совр. тенденции в проектировании
и стр-ве С. характеризуются увеличением высоты складских помещений, укрупнением
сеток колонн, применением лёгких несущих и ограждающих конструкций (напр.,
покрытий из волнистых листов алюминиевых сплавов, навесных стеновых панелей
из профилированной листовой стали и т. п.), использованием стеллажных конструкций
для устройства покрытия и для укрепления ограждающих конструкций стен.
Весьма эффективно (по капитальным затратам) применение в стр-ве С. пневматических
строительных конструкций, а также сооружение подземных С. и С., размещаемых
в горных выработках (см. Подземные сооружения).
Лит.: С м е х о в
А. А., Автоматизация на складах, 2 изд., М., 1971; Пертен Ю. А., Механизация
и автоматизация складов штучных грузов, Л., 1972.
А. Я. Гиммелъфарб.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я