СКОРОСТЬ
движения
поездов, один из важнейших показателей работы ж.-д. транспорта, выражающий
кол-во километров, проходимых поездом в единицу времени (обычно час или
сутки). Различают конструкционную, ходовую, техннч., участковую, маршрутную
и итоговую С. доставки грузов и пассажиров.
Конструкционная - максимально
возможная С. движения локомотива в наиболее благоприятных условиях. Ходовая
- ср. С. движения поезда в границах участка без учёта времени на его разгон
и замедление. В СССР по условиям безопасности движения С. движения гружёных
поездов ограничена 90 км/ч, порожняковых составов - 100, пасс/ поездов
- 120 - 140; на линии Ленинград - Москва - 160-200 км/ч. Техническая
- ср. С. движения поезда с учётом времени на разгон и замедление движения,
связанного с остановками; она значительно меньше ходовой С. Участковая
(коммерческая) - ср. С. движения поезда между смежными технич. (деповскими)
станциями с учётом времени простоя поезда на промежуточных (линейных) станциях.
В СССР ср. техническая С. движения поездов 47-50 км/ч, ср. участковая
грузовых поездов 34-35 км/ч. Map шрутная - ср. С. движения поезда
на всём пути следования от пункта его формирования до пункта расформирования.
Различается по видам движения (грузовое, пасс.), по направлениям (двухпутные,
однопутные линии), на электрич., тепловозной или паровозной тяге и др.
Итоговая - ср. С. продвижения груза по жел. дорогам от момента принятия
груза к перевозке до момента доставки его в пункт назначения, включая простои
в пути следования. Итоговая С. доставки пассажиров обычно определяется
расписанием движения соответств. поездов.
Е. Д. Хануков.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я