СКРИПКА

СКРИПКА (от скрипеть;
итал. viоlino, уменьшительное от viola, франц. violon, англ. violin, нем.
Geige), струнный смычковый муз. инструмент. Самый высокий по регистру инструмент
скрипичного семейства (С., альт, виолончель, контрабас).


4 струны С. настроены по
квинтам. При игре держится на плече (а браччо). Диапазон: от соль малой
октавы до до3. Общая длина 600 мм (в педагогич. практике
применяются С. и меньшего размера). Осн. приём извлечения звука - ведение
смычком по струнам, используется способ игры флажолетами, иногда
звук извлекается щипком - пиццикато. Наряду с фортепьяно С. наиболее
распространённый сольный концертный инструмент. Существуют различные теории
происхождения С.: от смычковых инструментов, занесённых арабами в 8 в.
в зап.-европ. страны, от ср.-вековых кроты, виелы (эти инструменты, в отличие
от С., не держались на плече). Многочисл. факты, однако, устанавливают
связь С. с нар. муз. инструментом славян. В польских землях ещё в 15 в.
(когда в странах Зап. Европы господствовали виолы с терцово-квартовой настройкой)
бытовал 3-струнный смычковый инструмент типа С., с настройкой струн по
квинтам. Эта нар. С. не имела ещё строго установленных пропорций, не была
покрыта лаком, обладала острым, резким звуком (отсюда и назв. С.- польское
skzypce), высоким регистром (о польск. С. писал нем. музыковед М. Агрикола
в 1528). Классич. тип С. вырабатывался на протяжении 15-16 вв. одновременно
в Польше, Италии, Франции. На основе усовершенствования нар. С. и использования
опыта, накопленного мастерами в построении муз. смычковых инструментов,
был создан классич. тип С., сочетавший высокую тесситуру с певучестью и
технич. подвижностью. В 16-18 вв. в Сев. Италии сложились крупнейшие школы
скрипичных мастеров - в Бреше (Г. да Сало, Дж. Маджини), Кремоне (А. и
Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари) и др. Мастерами кремонской школы
была окончательно установлена конструкция С., выработан специфически скрипичный
тембр. Итал. С. применяются в совр. исполнительской практике, многие из
них считаются непревзойдёнными. Утверждение С. как ведущего сольного концертного
инструмента сыграло большую роль в истории муз. иск-ва. Новые жанры инструментальной
музыки 17-18 вв.-сольная соната и концерт - возникли первоначально как
жанры скрипичной музыки. Инструменты скрипичного семейства во главе со
С. составили основу определившихся к сер. 18 в. классич. состава симфонич.
оркестра и струнного квартета.


В 17-18 вв. интенсивно развивается
искусство сольной игры на С., создаётся скрипичная музыка (А. Вивальди,
Дж. Тартини - Италия; Ф. Бенда, Я. Стамиц -Чехия; Ж. М. Леклер, П. Гавинье
- Франция, и др.). В 19 в. большую роль в развитии скрипичного иск-ва сыграл
итал. скрипач и композитор Н. Паганини. Среди скрипачей -исполнителей и
композиторов 19-20 вв.: Дж. Б. Виотти, П. Роде, Р. Крейцер (Франция), А.
Вьётан, Э. Изаи (Бельгия), К. Липиньский, Г. Венявский (Польша), Я. Кубелик
(Чехия), И. Иоахим, Е. Хубаи (Венгрия), Ф. Крейслер (Австрия), Дж. Энеску
(Румыния). Крупных скрипачей выдвинула рус. скрипичная школа: И. Е. Хандошкин
(2-я пол. 18 в.), А. Ф. Львов, Н. Я. Афанасьев (19 в.) и др. В нач. 20
в. скрипичный класс Петерб. консерватории, возглавлявшийся Л. С. Ауэром,
приобрёл значение мирового центра скрипичного иск-ва (ученики Ауэра: Я.
Хейфец, Е. Цимбалист, М. Эльман, М. Поля-кин). Выдающиеся скрипачи современности
- Д. Ф. Ойстрах и Л. Б. Коган (СССР), И. Менухин и И. Стерн (США), Г. Шеринг
(Мексика) и др.


Н. С. Скрипко. Н. А. Скрыпник.


Илл. см. т. 17, табл. XII
(стр. 16-17).


Лит.: В и т а ч е
к Е., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, под ред. Б.
В. Доброхотова, 2 изд., М., 1964; Ямпольский И., Русское скрипичное искусство,
т. 1, М.- Л., 1951, гл. 1-2._ М. М. Ямпольский.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я