СКРЯБИН

СКРЯБИН Александр
Николаевич [25.12.1871(6.1.1872), Москва,-14(27).4. 1915, там же], русский
композитор и пианист. Род. в семье дипломата, мать была пианисткой. Учился
в Кадетском корпусе (1882-89). С 1882 брал уроки фп. игры у Г. Э. Конюса,
затем у Н. С. Зверева, теории композиции -у С. И. Танеева. С 1888 занимался
в Моск. консерватории (у В. И. Сафонова, Танеева, А. С. Аренского), к-рую
окончил в 1892 по классу фп. Выступал с концертами в ряде городов России
(особенно славился исполнением собственных фп. произв.); в 1895-96 издатель
М. П. Беляев организовал поездку С. по странам Европы.


А. Н. Скрябин. К. И. Скрябин,


В 1898-1903 проф. Московской
консерватории (класс фп.). В 1904-09 жил в Швейцарии, а также во Франции
и Италии, совмещая интенсивную творческую работу с гастролями по Европе
и Америке. С 1910 поселился в Москве, выезжал с авторскими концертами в
Нидерланды (1912), Великобританию (1914). Игра С. отличалась нервной возбуждённостью
и вместе с тем исключит. одухотворённостью, гибкой нюансировкой, неуловимой
изменчивостью темпа и ритма, тончайшей градацией звучаний, богатством и
разнообразием тембровых красок, достигавшимся виртуозной техникой педализации.


С.- один из крупнейших представителей
художеств. культуры кон. 19 - нач. 20 вв. Смелый новатор, он создал свой
звуковой мир, свою систему образов и выразит. средств. Его музыка воспевает
мощь человеческого духа, пафос борьбы и ликование победы, героич. дерзание
и лучезарный свет. Вместе с тем на творчество С. оказали воздействие идеалистич.
филос. и эстетич. течения. В ярких контрастах музыки С., с её мятежными
порывами и созерцат. отрешённостью, чувственным томлением и повелит. возгласами,
нашли отражение противоречия сложной предреволюц. эпохи.


Осн. область творчества С.-
фп. и симф. музыка. В наследии 80-90-х гг. преобладает жанр романтич. фп.
миниатюры: прелюдии, этюды, ноктюрны, мазурки, экспромты. В этих лирич.
пьесах запечатлен широкий круг настроений и душевных состояний от мягкой
мечтательности до страстной патетики. Характерная для С. утончённость,
нервная обострённость эмоционального выражения сочетается в них с заметным
воздействием Ф. Шопена, отчасти А. К. Лядова. Те же образы преобладают
и в крупных циклич. сочинениях этих лет: фп. концерте (1897), 3 сонатах
(1893, 1892-97, 1897).


В 1900-е гг. выкристаллизовалась
филос. концепция композитора, замыслы приобрели грандиозный размах, требующий
симф. форм выражения. От идей преобразования мира посредством иск-ва (1-я
симфония с хоровым финалом-апофеозом на собственный текст, 1900) С. пришёл
к утопическому, но величественному замыслу "Мистерии" - некоего вселенского
художеств.-литургич. действа, объединяющего все виды иск-ва. Идея обновления,
становления творческого духа, гордого самоутверждения лежит в основе 3-й
симфонии ("Божественной поэмы", 1904) и получает законченное художеств.
выражение в одночастных симф. поэмах-"Поэма экстаза" (1907) и "Прометей"
("Поэма огня", 1910). Стремясь к высшей "грандиозности" в кульминациях,
С. увеличил состав оркестра, введя орган, колокола, а в "Прометее" - хор
без слов и спец. партию света (первая попытка синтеза художеств. средств,
см. Синестезия).


В симфониях С. ещё заметна
связь с традициями драматич. симфонизма П. И. Чайковского, с творчеством
Р. Вагнера и Ф. Листа. Симф. поэмы - самобытные произв. как по замыслу,
так и по воплощению. Темы приобретают афористич. краткость символов, обозначающих
то или иное состояние духа (темы "томления", "мечты", "полёта", "воли",
"самоутверждения"). В ладо-гармонич. сфере преобладают неустойчивость,
диссонантность, изысканная пряность звучания.


Усложняется фактура, приобретая
многослойную полифоничность. В 1900-е гг. параллельно симфоническому развивалось
также фп. творчество С., воплощающее в камерном жанре те же идеи, тот же
круг образов. Напр., 4-я и 5-я сонаты (1903, 1907) являются своего рода
"спутниками" 3-й симфонии и "Поэмы экстаза". Аналогична и тенденция к концентрированности
выражения, сжатию цикла. Отсюда одночастные сонаты и фп. поэмы - жанр,
имевший в поздний период творчества С. важнейшее значение. Среди фп. произв.
последних лет центр. место занимают 6-10-я сонаты (1911-13) - своего рода
"подступы" к "Мистерии", частичное, эскизное её воплощение. Их язык и образный
строй отличаются большой сложностью, нек-рой зашифрованностью. С. словно
стремится проникнуть в область подсознания, зафиксировать в звуках внезапно
возникающие ощущения, их причудливую смену. Такие "запечатленные мгновения"
рождают короткие темы-символы, из к-рых и состоит ткань произведения. Зачастую
один аккорд, двух-трёхзвучная интонация или мимолётный пассаж приобретают
самостоят. образно-смысловое значение. Творчество С. оказало значит. воздействие
на развитие фп. и симф. музыки 20 в.


В 1922 квартира С. в Москве
превращена в музей.


Соч.: Автобиографическая
записка, "Русская музыкальная газета", 1915, № 17 -18; Письма, [М.], 1923;
Письма, М., 1965.


Лит.: Игорь Глебов
[Асафьев Б. В.], Скрябин. Опыт характеристики, П., 1921; Сабанеев Л., Скрябин,
2 изд., М.- П., 1923; его же, Воспоминания о Скрябине, М., 1925; Альшванг
А. А., А. Н. Скрябин, М.- Л., 1940; его же, А. Н. Скрябин, М.- Л., 1945;
А. Н. Скрябин, [сб. ст.], М.- Л., 1940; Данилевич Л. В., А. Н. Скрябин,
М., 1953; Дельсон В. Ю., Скрябин, М., 1971. О. Б. Степанов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я