СКУЛЬПТУРА
(лат.
sculptura, от sculро - высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. plastike,
от plasso -леплю), вид искусства, основанный на принципе объёмного, физически
трёхмерного изображения предмета. Как правило, объект изображения в С.-
человек, реже - животные (анималистич. жанр), ещё реже - природа (пейзаж)
и вещи (натюрморт). Постановка фигуры в пространстве, передача её движения,
позы, жеста, светотеневая моделировка, усиливающая рельефность формы, архитектонич.
организация объёма, зрительный эффект его массы, весовых отношений, выбор
пропорций, специфич. в каждом случае характер силуэта являются главными
выразительными средствами С. Объёмная скульпт. форма строится в реальном
пространстве по законам гармонии, ритма, равновесия, взаимодействия с окружающей
архит. или природной средой и на основе наблюдённых в натуре анатомич.
(структурных) особенностей той или иной модели.
Различают две основные разновидности
С.: круглую скульптуру, к-рая свободно размещается в пространстве,
и рельеф, где изображение располагается на плоскости, образующей
его фон. К произв. круглой С., обычно требующей кругового обзора, относятся:
статуя (фигура в рост), группа (две или неск. фигур, составляющих единое
целое), статуэтка (фигура, значительно меньшая натуральной величины), торс
(изображение человеческого туловища), бюст (погрудное изображение человека)
и т. д. Формы рельефа варьируются в зависимости от его назначения и положения
на архит. плоскости [фриз, фронтонная композиция (см. Фронтон),
плафон и т. д.]. По высоте и глубине изображения рельефы подразделяются
на низкие (см.Барельеф), высокие (см. Горельеф), углублённые
и контррельефы.
По содержанию и функциям
С. делится на монументально-декоративную, станковую и т. н. С. малых форм.
Хотя эти разновидности С. развиваются в тесном взаимодействии, у каждой
из них есть свои особенности. Монументально-декоративная С. рассчитана
на конкретное архитектурно-пространств. или природное окружение. Она носит
ярко выраженный общественный характер, адресуется к массам зрителей, размещается
прежде всего в обществ. местах - на улицах и площадях города, в парках,
на фасадах и в интерьерах обществ. сооружений. Монументально-декоративная
С. призвана конкретизировать архит. образ, дополнять выразительность архит.
форм новыми оттенками (см. Синтез искусств). Способность монументально-декоративной
С. решать большие идейно-образные задачи с особой полнотой раскрывается
в произв., к-рые называют монументальными и к к-рым обычно относят гор.
памятники,
монументы, мемориальные сооружения. Величавость форм и долговечность
материала соединяются в них с приподнятостью образного строя, широтой обобщения.
Станковая С., прямо не связанная с архитектурой,
носит более интимный
характер. Залы выставок, музеев, жилые интерьеры, где её молено рассматривать
вблизи и во всех деталях, являются обычной её средой. Тем самым определяются
особенности пластин, языка С., её размеры, излюбленные жанры (портрет,
бытовой жанр, ню, анималистич. жанр). Станковой С. в большей мере, чем
монументально-декоративной, присущи интерес к внутр. миру человека, тонкий
психологизм, повествовательность. С. малых форм включает широкий круг произв.,
предназначенных преим. для жилого интерьера, и во многом смыкается с декоративно-прикладным
искусством.
К С. малых форм принадлежат
также монеты и медали (см. Медальерное искусство) и геммы (см. Глиптика).
Назначение и содержание скульпт.
произведения определяют характер его пластич. структуры, а она, в свою
очередь, влияет на выбор скульпт. материала. От природных особенностей
и способов обработки последнего во многом зависит техника С. Мягкие вещества
(глина, воск, пластилин и т. п.) служат для лепки, при этом наиболее
употребит. инструментами служат проволочные кольца и стеки. Твёрдые
вещества (различные породы камня, дерева и др.) обрабатываются путём рубки
(высекания) или резьбы, удаления ненужных частей материала и постепенного
высвобождения как бы скрытой в нём объёмной формы; для обработки кам. блока
применяются молоток (киянка) и набор металлич. инструментов (шпунт,
скарпель, троянка и др.), для обработки дерева - преим. фасонные стамески
и свёрла. Вещества, способные переходить из жидкого состояния в твёрдое
(различные металлы, гипс, бетон, пластмасса и т. п.), служат для отливки
произв. С. при помощи специально изготовленных форм. Для воспроизведения
С. в металле прибегают также к гальванопластике (см. Гальванотехника).
В
нерасплавленном виде металл для С. обрабатывается посредством ковки
и
чеканки.
Для
создания керамич. С. (см. Керамика) употребляются особые сорта глины,
к-рая обычно покрывается росписью или цветной глазурью и обжигается в спец.
печах. Цвет в С. встречается с давних пор: хорошо известна раскрашенная
С. античности, ср. веков, Возрождения, барокко. Скульпторы 19-20 вв. обычно
довольствуются естеств. цветом материала, прибегая в необходимых случаях
лишь к его однотонной подкраске, тонировке. Однако опыт 1950-60-х
гг. свидетельствует о вновь пробудившемся интересе к полихромией С.
Схематически процесс создания
скульпт. произведения можно расчленить на ряд этапов: лепка (из пластилина
или глины) эскиза и этюдов с натуры; изготовление каркаса для круглой С.
или щита для рельефа (железные стержни, проволока, гвозди, дерево); работа
на вращающемся станке (см. Станок в скульптуре) или вертикально
укреплённом щите над моделью в заданном размере; превращение глиняной модели
в гипсовую с помощью "чёрной" или "кусковой" формы; её перевод в твёрдый
материал (камень или дерево) с использованием пунктировальной машины и
соответствующей техники обработки или отливка из металла с последующей
чеканкой; патинировка или подкраска изваяния. Известны также произв. С.,
созданные из твёрдых материалов (мрамор, дерево) без предварит. лепки глиняного
оригинала (т. н. техника taille directe, т. е. прямой рубки, требующая
исключит. мастерства).
История развития скульптуры.
Возникновение С., относящееся к первобытной эпохе, непосредственно связано
с трудовой деятельностью человека и магич. верованиями. В палеолитич. стоянках,
открытых во мн. странах (Монтеспан во Франции, Виллендорф в Австрии,
Мальта
и
Буреть
в Сов. Союзе и др.), обнаружены разнообразные скульпт. изображения
животных и женщин -прародительниц рода, к к-рым принадлежат и т. н. палеолитич.
Венеры.
Ещё шире круг неолитических
скульпт. памятников. Круглая С., обычно небольших размеров, резалась из
мягких пород камня, из кости и дерева; рельефы исполнялись на кам. пластинах
и стенах пещер. С. часто служила средством украшения утвари, орудий труда
и охоты, использовалась в качестве амулетов. Примером поздней неолитич.
и энеолитической С. на терр. СССР являются трипольская керамич. пластика,
крупные кам. изображения людей ("каменные бабы"), скульпт. украшения из
бронзы, золота, серебра и др. Хотя для первобытной С. типична упрощённость
форм, она нередко отличается остротой жизненных наблюдений и яркой пластич.выразительностью.
Дальнейшее развитие С. получила в период разложения первобытнообщинного
строя, в связи с ростом разделения труда и технологич. прогрессом; ярчайшие
памятники этого этапа - скифские золотые рельефы, терракотовые головы культуры
Нок,
типологически
многообразная деревянная резная С. океанийцев.
В иск-ве рабовладельч. общества
С. выделилась как особый род деятельности, имеющий специфич. задачи и своих
мастеров. С. древневост. roc-в, к-рая служила выражению всеобъемлющей идеи
деспотизма, увековечению строгой обществ. иерархии, прославлению власти
богов и царей, заключала в себе имеющее объективную общечеловеческую ценность
влечение к значительному и совершенному. Такова С. Др. Египта: огромные
неподвижные сфинксы, полные величия; статуи фараонов и их жён, портреты
вельмож, с канонич. позами и фронтальным построением по принципу симметрии
и равновесия; колоссальные рельефы на стенах гробниц и храмов и мелкая
пластика, связанные с заупокойным культом. Сходными путями развивалась
С. других древневост. деспотий - Шумера, Аккада, Вавилонии, Ассирии.
Иной, гуманистич. характер
носит С. Др. Греции и отчасти Др. Рима, обращённая к массе свободных граждан
и во многом сохраняющая связь с антич. мифологией. В образах богов и героев,
атлетов и воинов скульпторы Др. Греции воплощают идеал гармонично развитой
личности, утверждают свои этич. и эстетич. представления. На смену наивно-целостной,
пластически-обобщённой, но несколько скованной С. периода архаики приходит
гибкая, расчленённая, основанная на точном знании анатомии С. классики,
выдвинувшая
таких крупных мастеров, как Мирон, Фидий, Поликлет, Скопас, Пракситель,
Лисипп. Реалистич. характер др.-греч. статуй и рельефов (нередко связанных
с культовой архитектурой), надгробных стел, бронзовых и терракотовых статуэток
наглядно проявляется в высоком мастерстве изображения обнажённого или задрапированного
человеческого тела. Сформулировать законы его пропорциональности на основе
матем. расчётов попытался Поликлет в теоретич. соч. "Канон". В др.-греч.
С. верность действительности, жизненная выразительность форм сочетаются
с идеальной обобщённостью образа. В период эллинизма (см. Эллинистическая
культура) гражданств. пафос и архитектонич. ясность классич. С. сменяются
драматич. патетикой, бурными контрастами света и тени; образ обретает заметно
большую степень индивидуализации. Реализм др.-рим. С. особенно полно раскрылся
в иск-ве портрета, поражающего остротой индивидуальной и социальной обрисовки
характеров. Получил развитие рельеф с историко-повествоват. сюжетами, украшающий
триумфальные колонны и арки; сложился тип конного памятника (статуя Марка
Аврелия, впоследствии установленная Микеланджело на пл. Капитолия в Риме;
илл. см. т. 1, стр. 73, т. 19, табл. VI, стр. 32-33).
Христианская религия как
осн. форма миросозерцания во многом определила характер европ. С. ср. веков.
Как необходимое звено С. входит в архит. ткань романских соборов, подчиняясь
суровой торжественности их тектонич. строя (см. Романский стиль). В
иск-ве готики, где рельефы и статуи апостолов, пророков, святых,
фантастич. существ, а порой и реальных лиц буквально заполняют порталы
соборов, галереи верхних ярусов, ниши башенок и выступы карнизов, С. играет
особенно заметную роль. Она как бы "очеловечивает" архитектуру, усиливает
её духовную насыщенность. В Др. Руси высокого уровня достигло иск-во рельефа
(киевские шиферные рельефы, убранство владимиро-суздальских храмов). В
ср. века С. получила широкое развитие в странах Ср. и Д. Востока; особенно
велико мировое художеств. значение С. Индии, Индонезии, Индокитая, монументальной
по характеру, сочетающей мощь построения объёмов с чувственной изысканностью
моделировки.
В 13-16 вв. зап.-европ. С.,
постепенно освобождаясь от религ.-мистич. содержания, переходит к более
непосредств. изображению жизни. Раньше, чем в С. других стран, во 2-й пол.
13 - нач. 14 вв. новые, реалистич. тенденции проявились в С. Италии (Никколо
Пизано и др. скульпторы Проторенессанса). В 15 -16 вв. итал. С.,
опираясь на антич. традицию, всё больше тяготеет к выражению идеалов ренессансного
гуманизма (см. Возрождение). Воплощение ярких человеческих характеров,
проникнутых духом жизнеутверждения, становится её главной задачей (творчество
Донателло, Л. Гиберти, Верроккьо, Луки делла Роббиа, Якопо делла Кверча
и др.). Был сделан важный шаг вперёд в создании свободно стоящих (т. е.
относительно независимых от архитектуры) статуй, в решении проблем памятника
в гор. ансамбле, многопланового рельефа. Совершенствуется техника бронз.
литья, чеканки, используется в С. техника майолики. Одной из вершин иск-ва
Возрождения явились скульпт. произведения Микеланджело, полные титанич.
мощи и напряжённого драматизма. Преимуществ. интерес к декоративным задачам
отличает скульпторов маньеризма (Б. Челлини и др.). Из скульпторов
Возрождения в других странах приобрели известность Клаус Слютер (Бургундия),
Ж. Гужон и Ж. Пилон (Франция), М. Пахер (Австрия), П. Фишер и Т. Рименшнейдер
(Германия).
В С. барокко ренессансная
гармония и ясность уступают место стихии изменчивых форм, подчёркнуто динамичных,
нередко исполненных торжеств. пышности. Стремительно нарастают декоративные
тенденции: С. буквально сплетается с архитектурой церквей, дворцов, фонтанов,
парков. В эпоху барокко создаются также многочисл. парадные портреты и
памятники. Крупнейшие представители С. барокко - Л. Бернини в Италии, А.
Шлютер в Германии, П. Пюже во Франции, где в тесной связи с барокко развивается
классицизм
(черты
обоих стилей переплелись в творчестве Ф. Жирардона, А. Куазевокса и др.).
Принципы классицизма, заново
осмысленные в эпоху Просвещения, сыграли важную роль в развитии
зап.-европ. С. 2-й пол. 18-1-й трети 19 вв., в к-рой наряду с историч.,
мифологич. и аллегорич. темами большое значение приобрели портретные задачи
(Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе, Ж. А. Гудон во Франции, А. Какова в Италии,
Б. Торвальдсен в Дании).
В рус. С. с нач. 18 в. совершается
переход от ср.-век. религ. форм к светским; развиваясь в русле общеевроп.
стилей -барокко и классицизма, она сочетает пафос утверждения новой государственности,
а затем и просветительских гражд. идеалов с осознанием новооткрытой пластич.
красоты реального мира. Величественным символом определившихся в петровскую
эпоху новых историч. устремлений России стал пам. Петру I в Петербурге
работы Э. М. Фальконе (илл. см. т. 14, табл. XXII, стр. 320-321). Прекрасные
образцы парковой монументально-декоративной С., деревянной резьбы, парадного
портрета появляются уже в 1-й пол. 18 в. (Б. К. Растрелли и др.). Во 2-й
пол. 18-1-й пол. 19 вв. складываетсяакадемич. школа рус. С., к-рую представляет
плеяда выдающихся мастеров. Патриотич. пафос, величавость и классич. ясность
образов характеризуют творчество Ф. И. Шубина, М. И. Козловского, Ф. Ф.
Щедрина, И. П. Мартоса, В. И. Демута-Малиновского, С. С. Пименова. Тесная
связь с архитектурой, равноправное положение в синтезе с ней, обобщённость
образного строя типичны для С. классицизма. В 1830-40-е гг. в рус. С. всё
больше проступает стремление к историч. конкретности образа (Б. И. Орловский),
к жанровой характерности (П. К. Клодт, Н. С. Пименов).
Во 2-й пол. 19 в. в рус.
и зап.-европ. С. находит отражение общий процесс демократизации иск-ва.
Классицизму, к-рый теперь перерождается в салонное искусство, противостоит
реалистич. движение (см. Реализм) с его открыто выраженной социальной
направленностью, признанием повседневной жизни, достойной внимания художника,
обращением к теме труда, к проблемам обществ. морали (Ж. Далу во Франции,
К. Менье в Бельгии и др.). Реалистич. рус. С. 2-й пол. 19 в. развивается
под сильным влиянием живописи передвижников. Характерная для последних
глубина размышлений над историч. судьбами родины отличает и скульпт. творчество
М. М. Антокольского. В С. утверждаются сюжеты, взятые из совр. жизни, крест.
тема (Ф. Ф. Каменский, М. А. Чижов, В. А. Беклемишев, Е. А. Лансере).
В реалистич. иск-ве 2-й пол.
19 в. уход многих мастеров от прогрессивных общественных идей стал одной
из причин упадка монументально-декоративной С. Другими его причинами были
исторически неизбежная в условиях развитого капитализма утрата С. возможности
выражать общезначимые идеалы, нарушение стилистич. связей С. с архитектурой,
распространение натуралистич. течений. Попытки преодоления кризиса типичны
для С. кон. 19 - нач. 20 вв. В поисках устойчивых духовных и эсте-тич.
жизненных ценностей она развивалась разнообразными путями (импрессионизм,
неоклассицизм, экспрессионизм и т. д.).
Мощное воздействие на все
нац. школы оказывает глубоко проникающее в жизнь и в законы реалистич.
пластики творчество О. Родена, А. Майоля, Э. А. Бурделя во Франции, Э.
Барлаха в Германии, И. Мештровича в Хорватии. Выражением прогрессивных
тенденций рус. С. этого периода становится иск-во С. М. Волнухина, И. Я.
Гинцбурга, П. П. Трубецкого, А. С. Голубкиной, С. Т. Конёнкова, А. Т. Матвеева,
Н. А. Андреева. Вместе с обновлением содержания меняется и художеств. язык
С., повышается значение пластически-выразит. формы.
В условиях кризиса бурж.
культуры в 20 в. развитие С. принимает противоречивый характер и зачастую
связано с различными модернистскими течениями и формалистическими экспериментами
кубизма
(А.
П. Архипенко, А. Лоран), конструктивизма (Н. Габо, А. Певзнер),
сюрреализма
(X.
Арп, А. Джакометти), абстрактного искусства (А. Колдер) и т. п.
Модернистские тенденции в С., нарывающие с нац. реалистич. традициями,
приводят к полному отказу от изображения действительности, нередко - к
созданию декларативно антигуманистич. образов.
Модернистским течениям последовательно
противостоит сов. С., развивающаяся по пути социалистического реализма.
Её
становление неотделимо от ленинского плана монументальной пропаганды,
на
основе к-рого были созданы первые революц. памятники и памятные доски,
а в дальнейшем многие значительные произв. монументальной С. В памятниках,
сооружённых в 20-30-х гг. (В. И. Ленину, скульптор С. А. Евсеев, илл. см.
т. 14, табл. XXIV, стр. 320 -321, и С. М. Кирову, скульптор Н. В. Томский,-
в Ленинграде; К. А. Тимирязеву, скульптор С. Д. Меркуров, илл. см. т."
16, табл. IX, стр. 96, и Н. Э. Бауману, скульптор Б. Д. Королёв,-в Москве;
Т. Г. Шевченко в Харькове, скульптор М. Г. Манизер, илл. см. т. 15, табл.
XXIII, стр. 288-289), в монументально-декоративной скульптуре, украшавшей
крупные обществ. здания, станции метрополитена, всесоюзные и междунар.
выставки ("Рабочий и колхозница" В. И. Мухиной; илл. см. т. 17, табл. XIII,
стр. 144), ярко проявилось социалистич. миропонимание, реализовались принципы
народности и партийности сов. иск-ва. Центральными в С. 20-30-х гг. становятся
тема революции ("Октябрь" А. Т. Матвеева; илл. см. т. 4, табл. III, стр.
48-49), образ участника революц. событий, строителя социализма. В станковой
С. большое место занимают портрет ("Лениниана" Н. А. Андреева; работы А.
С. Голубкиной, С. Д. Лебедевой, В. Н. Домогацкого и др.), а также изображение
человека-борца ("Булыжник -оружие пролетариата" И. Д. Шадра; илл. см. т.
4, табл. III, стр. 48-49), воина ("Часовой" Л. В. Шервуда; илл. см. т.
22, табл. XXX, стр. 304-305), рабочего ("Металлург" Г. И. Мотовилова; илл.
см. т. 17, стр. 62). Развивается анималистич. С. (И. С. Ефимов, В. А. Ватагин),
заметно обновляется С. малых форм (В. В. Кузнецов, Н. Я. Данько и др.).
В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 на первый план выступает тема Родины,
сов. патриотизма, воплотившаяся в портретах героев (В. И. Мухина, С. Д.
Лебедева, Н. В. Томский), в напряжённо-драматичных жанровых фигурах и группах
(В. В. Лишев, Е. Ф. Белашова и др.).
Трагич. события и героич.
свершения военных лет нашли особенно яркое отражение в С. мемориальных
сооружений 40-70-х гг. (Е. В. Вучетич, Ю. Микенас, Л. В. Буковский, Г.
Йокубонис и др.). В 40-70-х гг. С. играет активную роль декоративного или
пространственного организующего компонента в архитектуре обществ. зданий
и комплексов, используется при создании градостроит. композиций, в к-рых
наряду с многочисл. новыми памятниками (М. К. Аникушин, В. 3. Бородай,
Л. Е. Кербель, А. П. Кибальников, Н. Никогосян, В. Е. Цигаль и др.) важное
место принадлежит садово-парковой С., статуям на автострадах и подъездных
путях к городу, скульптурному оформлению жилых кварталов и т. п. Для С.
малых форм, проникающей в быт, примечательно стремление эстетически индивидуализировать
совр. интерьер. Острое чувство современности, поиски путей обновления пластич.
языка характерны для станковой С. 2-й пол. 50-70-х гг. Общими для многих
нац. школ сов. С. являются стремление воплотить характер совр. человека
- строителя коммунизма, обращение к темам дружбы народов, борьбы за мир.
Те же тенденции присущи и С. других социалистич. стран, выдвинувшей ряд
крупных мастеров (К. Дуниковский в Польше, Ф. Кремер в ГДР, А. Августинчич
в Югославии, Ж. Кишфалуди-Штробль в Венгрии и др.). В зап.-европ. С. реакция
против фашизма и войны вызвала активизацию наиболее прогрессивных сил,
способствовала созданию произв., проникнутых высоким гуманистич. пафосом
(скульпторы М. Мадзакурати, Дж. Манцу в Италии, В. В. Аалтонен в Финляндии
и др.). С. передовых художников пропагандирует прогрессивные идеи современности,
с особой широтой, эпичностью и экспрессией воссоздаёт историч. и совр.
события, в то время как представители различных модернистич. течений порывают
живую связь с реальностью, уходя от актуальных жизненных проблем в мир
субъективной фантастики и формалистич. экспериментов.
Илл. см. на вклейках, табл.
XXV-XXVIII (стр. 544-545).
Лит.: Голубкина А.
С., Несколько слов о ремесле скульптора, М., 1923 (переизд., М., 1963);
Кепинов Г. И., Технология скульптуры, М., 1936; А р к и н Д. Е., Образы
скульптуры, М., 1961; Л и б м а н М. Я., О скульптуре, М., 1962; Шмидт
И. М., Беседы о скульпторе, М., 1963; Всеобщая история искусств, т. 1 -
6, М., 1956 -1966; История русского искусства, т. 1 - 13, М., 1953-69:
Молева Н., Скульптура. Очерки зарубежной скульптуры, М., 1975; Landsberger
F., Vom Wesen der Plastik. Ein kunstpadagogischer Versuch, W., 1924; R
о t s с h i 1 d L., Sculpture through the ages, N. Y.- L., [1942]; Rich
J. C., The materials and methods of sculpture, N. Y., 1947; Malraux A.,
Le musee imaginaire de la sculpture mondiale, [v. 1-3, P.], 1952-54; Read
Н. Е., The art of sculpture, [N. Y., 1956], 2 ed., N. Y., 1961; Percy Н.
М., New materials in sculpture, L., 1962; M i 1 1 s J. W., The technique
of sculpture, L., [1965]; Chenev Sh., Sculpture of the world: a history,
N. Y., [1968]; Rogers L. R., Sculpture, Oxf., 1969; В a-z i n G., The history
of world sculpture, L., 1970; Tucker W., The language of sculpture, L.,
[1974]. См. также лит. при статьях Искусство, Искусства пластинеские.
М. Л. Нейман.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я