СЛАВЯНЕ
крупнейшая
в Европе группа народов, объединённая близостью языков (см. Славянские
языки) и общностью происхождения.
Общая численность слав. народов
на 1970 - ок. 260 млн. чел., из них: русских - св. 130 млн., украинцев
- 41,5 млн., белорусов - 9,2 млн.; поляков -ок. 37 млн., чехов-ок. 10 млн.,
словаков-4,7 млн., лужичан - 0,1 млн.; болгар -7,9 млн., сербов - 9 млн.,
хорватов -4,8 млн., словенцев - 2,1 млн., черногорцев - 0,6 млн., македонцев
(в Югославии) - 1,2 млн.
Источники по истории древних
С. -предков совр. слав. народов - археологич. и лингвисгич. данные, сведения
грекорим. и визант. историков (Плиний Старший, Тацит, Птолемей,
Иордан,
Прокопай Кесарийский и др.), раннесредневековые летописи, хроники.
Древнейшие ист. сведения о С., известных тогда под именем венедов,
относятся
к 1-2 вв. н. э. С сер. 6 в. наименование Sklabenoi, Sclaveni неоднократно
встречается в текстах Прокопия, Иордана и др. Ко 2-й пол.
7 в. относится первое упоминание
о славянах (сакалиба) у араб. авторов (Абу Малик аль-Ахталь).
Данные языкознания связывают
древних С. с областью Центр. и Вост. Европы, простиравшейся от Эльбы и
Одера на 3., в басс. Вислы, в Верх. Поднестровье и до Среднего Поднепровья
на В. Сев. соседями С. были германцы и балты, составлявшие вместе с С.
сев. группу индо-европ. племён. Вост. соседями С. были западноиран. племена
(скифы, сарматы), южными - фракийцы и иллирийцы, западными - кельты. Вопрос
о древнейшей "родине" С. остаётся дискуссионным, но большинство исследователей
считает, что она находилась к В. от Вислы.
По предположению многих сов.,
польск., чехосл. археологов, древние С., так же как германцы и балты, были
потомками скотоводческо-земледельческих племён шнуровой керамики культуры,
расселившихся
на рубеже 3-го и 2-го тыс. до н. э. из Сев. Причерноморья и Прикарпатья
по Центр., Сев. и Вост. Европе.
В последующее время С. были
представлены неск. генетически связанными между собой археологич. культурами,
особое значение среди к-рых имели тшинецкая культура, распространённая
в 3-й четв. 2-го тыс. до н. э. между Вислой и средним Днепром, лужицкая
культура (13-4 вв. до н. э.) и поморским культура (6-2 вв. до
н. э.) на терр. совр. Польши. В Поднепровье нек-рые археологи считают праславянами
носителей чернолесской культуры (8 - нач. 6 вв. до н. э.), невров
или даже скифов-пахарей у Геродота. Предположительно с С. связывают подгорцевскую
культуру и милоградскую культуру (1 в. до н. э. - 1 в. н. э.). Существовавшая
с кон. 1-го тыс. до н. э. на Припяти и в Среднем Поднепровье зарубинецкая
культура связывается с предками вост. славян. Это была культура развитого
железного века, её носители занимались земледелием, скотоводством и ремёслами.
Вероятно, у нек-рых передовых племенных групп родовая община сменилась
уже территориальной.
Во 2-4 вв. н. э., в результате
движе-аия на Ю. герм. племён (готы, гепиды), целостность терр. С.
была нарушена, что имело, по-видимому, большое значение в обособлении С.
на западных и восточных. Осн. масса носителей зарубинецкой культуры передвигается
в первых веках н. э. на С. и С.-В. по Днепру и Десне (позднезарубинецкая
культура). В 3-4 вв. в Среднем Поднепровье обитали племена, оставившие
Черняховские древности. Нек-рые археологи считают их славянами, большинство
- полиэтнической группировкой, включавшей слав. элементы. В кон. 5 в.,
после падения державы гуннов, начались продвижение С. на юг (к Дунаю, в
Сев.-Зап. Причерноморье) и их вторжения в балканские провинции Византийской
империи. Племена С. разделялись тогда на две группы - антов (вторгавшихся
на Балканский п-ов через низовья Дуная) и склавинов (нападавших на визант.
провинции с С. и С.-З.; о вторжении С. на Балканский п-ов см. в ст. Великое
переселение народов).
Колонизация Балканского п-ова
была результатом не переселения, а расселения С., они удержали все свои
старые земли в Центр и Вост. Европе. Во 2-й пол. 1-го тыс. С. заняли Верх.
Поднепровье и его сев. периферию, принадлежавшие ранее вост. балтам и финно-угорским
племенам, а также земли по ниж. Эльбе и юго-зап. побережью Балтийского
м. (см. Полабские славяне, Бодричи, Лютичи) и превратились в крупнейшую
этнич. группу Европы. Как анты, так и склавины распадались на отдельные
плем. группировки: уже в 7 в. известны дулебы, вероятно, тогда же существовали
и другие "племена" С., перечисленные в ''Повести временных лет'' (поляне,
северяне, древляне, кривичи, уличи, тиверцы, хорваты, радимичи,дреговичи,
вятичи и др.).
В 7-8 вв. среди объединений
С., проникших на Балканский п-ов, были известны драгувиты, сагудаты, верзиты,
северы (северяне) и мн. др.
Свидетельства письменных
источников подтверждаются археологич. памятниками С. 6-7 вв., к-рые хорошо
известны на терр. СССР (Поднепровье, Побужье, Поднестровье), Польши, Чехословакии,
Румынии, Болгарии, Югославии. Это остатки поселений с жилищами-полуземлянками
с бревенчатым срубом (реже -наземные столбовые постройки), отдельные городища-убежища,
могильники и курганы с остатками трупосожжений. Во взаимодействии с иск-вом
ближайших соседей - германцев на 3., угро-финнов на С. и С.-В.,
скифов
и
сарматов
на Ю. и Ю.-В., фракийцев на Ю.-З.- развивалось искусство С.
Многообразны образцы керамики, украшенной процарапанным и рельефным орнаментом.
Ювелирное иск-во представлено железными и бронзовыми фибулами с гравированными
и литыми узорами, женскими украшениями. Наиболее характерные мотивы орнамента
были связаны с культами Солнца (круг, крест, свастика), воды и дождя (волнистые
и сетчатые узоры), молнии (зигзаги). Космологич. представления С. отразились
и в отд. произв. монументальной скульптуры (напр., в Збручском идоле).
Наиболее распространённым типом пластики С. были воздвигавшиеся в центре
святилища изображения богов, нередко имеющие неск. ликов и отличающиеся
статичностью и нерасчленённостью форм. В 7 в. в нек-рых ювелирных изделиях
С. проявилось возрастающее влияние визант. иск-ва.
На основе письменных источников
6-12 вв., археологич. и этнографич. сведений выявляются нек-рые черты древ-неслав.
мифологии и религии. К древнейшим формам религии относятся семейнородовые
культы предков-"родителей" (пережитки его - образ Щура или Чура, домового
и т. п.), к ним относится культ Рода и Рожениц, к-рые связаны и с плодородием.
Общинные земледельч. культы впоследствии были приспособлены к христианским
праздникам (святки и т. п.). К земледельческим культам имели отношение
небесные божества Сварог и Дажбог. Бог грозы Перун возглавил в период распада
родового строя пантеон слав. божеств. К низшим божествам относились леший
(duch lisny -польск.), водяной (vodnik - чеш.), полевой дух - полудница
(pripoldnica - лу-жицк.), вилы - водяные, полевые, лесные, горные или воздушные
девы и т. п. Общеслав. пантеон, вероятно, отсутствовал (у разных групп
повторяется лишь Перун). В кон. 1-го тыс. наблюдается перерождение племенных
культов в государственные.
Письменные и археологич.
данные свидетельствуют о том, что в третьей четверти 1-го тыс. у С. происходил
процесс разложения первобытнообщинных отношений, что было обусловлено изменениями
в экономич. жизни С., прежде всего в системе земледелия и землепользования,
развитием ремёсел. С. занимались пашенным земледелием, скотоводством, различными
ремёслами, жили соседскими общинами; историч. обстановка (войны, расселение)
способствовала процессу распада родовых связей, развитию частной собственности
на орудия и средства .произ-ва и образованию классов.
К ст. Скульптура. 1. Фрагмент
статуэтки лендьельской культуры. Энеолит. Музей. Пьештяни (Чехословакия).
2. Голова статуи Гудеа (из Лагаша, Месопотамия). Диорит. 22 в. до н. э.
Лувр. Париж. 3. Женская статуэтка лендьельской культуры. Энеолит. Частное
собрание. Босковштейн (Чехословакия). 4. В у л к а (культура этрусков;
Италия). Статуя Аполлона из Вей. Около 500 до н. э. Музей Виллы Джулия.
Рим. 5. "Якшини и другие мифологические персонажи". Деталь убранства южных
ворот ступы в Санчи (Индия). Камень. 1 в. до н. а. в. "Пантера"
(из Келермесского кургана, Адыгейская АО, СССР). Золото. 6 в. до н. э.
Эрмитаж. Ленинград. 7. "Ритуальные игры с быком''. Оттиск печати (с о.
Крит). Около 1500 до н. э. Национальный археологический музей. Афины. 8.
Углублённый рельеф саркофага принцессы Кауит (Древний Египет). Известняк.
Конец 3-го тыс. до н. э. Египетский музей. Каир. 9. "Император Коммод в
образе Геркулеса" (Древний Рим). Мрамор. Последняя четв. 2 в. Палаццо деи
Консерватори. Рим. 10. С к о п а с (?) (Древняя Греция). Надгробие юноши.
Мрамор. Около 340 до н. э. Национальный археологический музей. Афины. 11.Рельеф
храма в Яшчилане
(культура майя; Мексика).
Известняк. 8-9 вв. (1, 3, 4- глина.)
К ст. Скульптура. 1. "Священная
процессия". Бронзовая плакетка (из Бенина, Нигерия). 16 в. Музей человека.
Париж. 2. Э н к у (Япония). "Отшельник''. Дерево. 17 в. Храм Каннондзи.
Нагоя. 3. ''Адам и Ева". Капитель из церкви Сен-Пьер в Клюни (Франция).
Около 1109- 1113. Музей. Клюни. 4. Канделябр (из Южной Германии). Латунь.
Нач. 15 в. Баварский национальный музей. Мюнхен. S. Михраб Джума-мечети
в Исфахане (Иран). Резьба по стуку. 1310. фрагмент. 6. Клаус Слютер и Клаус
де Верве (Бургундия). "Колодец пророков" в Дижоне. Около 1395 - 1406. 7.
Андреа делла Роббиа (Италия). "Мадонна с младенцем". Майолика. 15 в. Метрополитен-музей.
Нью-Йорк.8. "Золотая богоматерь". Статуя портала Марии южного фасада трансепта
собора в Амьене (Франция). Около 1270.9. Микеланджело (Италия). "Лоренцо
Медичи". Деталь убранства Новой сакристии (капеллы Медичи) церкви Сан-Лоренцо
во Флоренции. Мрамор. 1520-34. (3, 6, 8 - камень.)
К ст. Скульптура. 1.
Л. Берниии (Италия). Фонтан Тритона в Риме. Бронза. 1637. 2. С. Да длер
(Германия). Медаль, выпущенная в память о шведском короле Густаве II Адольфе.
Чеканка. 1632. 3. "Персонажи комедии дель арте". Фарфоровая группа производства
Мейсенского завода (Германия). 18 в. Палаццо деи Консерватори. Рим. 4.
Алейжадинью (Бразилия). "Пророки". Статуи на лестнице церкви Бон-Жезус-ди-Матозиньюс
в Конгоньясе. Камень. Окончены в 1805. 5. Г. Кусту Старший (Франция). "Укротитель
коня". Группа для дворца в Марли. Мрамор. 1740-45. Площадь Согласия. Париж,
в. -А. К а н о в а (Италия). Надгробие В. Альфьери. Мрамор.
1803. Церковь Санта_;Кроче. Флоренция. 7. А. Майоль (Франция). "Скованное
движение". Бронза. Нач. 20 в. Метрополитен-музей. Нью-Йорк. 8. Ж. Липшиц
(Франция - США). "Фигура". Бронза. 1926-30. 9. Ж. Кишфалуди-Штробль (Венгрия).
Монумент Освобождения на горе Геллерт в Будапеште. Бронза и другие материалы.
1947.
К ст. Скульптура. 1. "Царь
Давид среди зверей и птиц". Убранство западного фасада церкви Покрова на
Hepли. Камень. 1165. 2. "Распятие с предстоящими". Дерево. 18 в. Художественная
галерея. Пермь. 3. Деталь лепного декора церкви архангела Гавриила (т.
н. Меньшиковой башни) в Москве. Гипс. 1704-07. 4. П. П. Соколов. "Молочница
с разбитым кувшином", фонтан в Екатерининском парке в Пушкине. Бронза,
гранит. 1816. 5. С. Т. Конёнков. "Паганини". Дерево. 1906. Русский музей.
Ленинград. 6. М. М. Антокольский. "Нестор-летописец". 1889. Русский музей.
Ленинград. 7. Е. ф. Белашова. "Мечтание". 1957-58. Третьяковская галерея.
Москва. 8. В. И. Мухина. "А. А. Замков". 1935. Третьяковская галерея. Москва.
9. Н. В. Томский. "Октябрь". Гипс тонированный. 1968. Собственность автора.
(6-8 - мрамор.)
К ст. Словакия. 1. Церковь
св. Эгидия в Бардеёве. 15 в. 2. Северный портал собора св. Елизаветы в
Кошице. 15 в. 3. В. Дедечек, Р. Миневский. Сельскохозяйственный институт
в Нитре. 1961-об. 4. Интерьер собора в Спишска-Капитуле. 1245-75. 5. Ратуша
в Левоче. 1550-1615. в. Дома в Прешове. 17 в. 7. Б. Фукс. Водный комплекс
в Тренчанске-Теплице. 1935 - 36. 8. Дворец в Бьяцовце. 18 в. 9. Деревянная
колокольня в Гронсеке. 18 в. 10. Ш. С в е т к о, М. Круковска. Башенный
дом в районе Красняны в Братиславе. 1960.
К ст. Словакия. 1.
Павел Левочский. "Коленопреклонённый пастух", фрагмент группы "Рождество".
Дерево. 1508-15. Алтарь собора св. Якуба в Левоче. 2. "Благовещение". Фрагмент
алтаря из Партизанска-Люпче. Около 1430-1440. 3. "Мадонна из Понграцовце".
Дерево. Около 1350. Церковь в Понграцовце. 4. И. Б. К л е м е н с. Портрет
поэта А. Сладковича. Около 1830. 5. Д. Скутецкий. "Рынок в Банска-Бистрице".
1889. 6. Я. К у л и х. "Матица словацкая". Деталь статуи перед зданием
Матицы словацкой в Мартине. Сварное железо. 1964. 7. И. Г а н у л а. "На
родной земле". 1908. 8. Т. Б а р т ф а и. "Мечта". Бронза. 1964. 9. В.
Г л о ж н и к. "В челне по Вагу". Гравюра на линолеуме. 1949. 10. И. К
о с т к а. "Похороны партизана". Бронза. 1951. 11. М. Б е н к а. "Восставшая
Родина". 1945. 12. Л. Фулла. ''Словацкая девушка". 1949. 13. М. Базовский.
"Размышление". 1931. Частное собрание. (2, 4, 5, 7, 8, 10 - 12 - Словацкая
национальная галерея, Братислава.)
К ст. Словения. 1. Церковь
в Свети-Янезе на Бохиньском озере. 15 в., перестройка 16-18 вв. 2. Церковь
в Свети-Приможе-над-Камником. Около 1459-1507. Интерьер. 3. "Венецианский
дом" в Пиране. Середина 15 в. 4. Дом Швейгера на Старой площади в Любляне.
Около 1755 5. К. М а р т и н у ц ц и. Семинария. 1708 - 17. Библиотека.
Росписи - начало 18 в., Дж. Куальо. в. М. П е р с к и и. Церковь в Горни-Граде.
1757-63. 7. О. Г а с п а р и. Здание радио и телевидения в Любляне. 1956.
8. Я. Тренз и др. Город Белене. Конец 1940-х-1950-е гг.
К ст. Словения. 1.
Янез Любляяский. "Св. Николай останавливает казнь трёх невинных". Фреска
в церкви в Високо. 1443. 2. Ф. Е л о в ш е к. "Св. семейство" (фрагмент).
1734. 3. Ф. Б е р г а н т. Портрет В. Д. Эрберга. Около 1765. 4. Ю. Шуб
и ц. "Перед охотой". 1882. 5. И. Т о м и я ц. "Семья Москон". 1829. 6.
И. Г р о х а р. "Весна". 7. 3. Калин. "Детские игры". Бронза. Собрание
города Любляны. 8. Ф. Краль. "Десять братьев". 1928. 9. Г. А. Кос. "Натюрморт
с разрезанным яблоком". 1956. Собрание Мачек. Любляна. 10. Ф. М и х е л
и ч. "Ряженые". 1960. Республиканский совет профсоюзов. Любляна. (2 - 5
- Национальная галерея, Любляна; 6, 8 - Современная галерея, Любляна.)
В итоге расселения С. по
огромным пространствам, имевшим различное местное население, этнич. и языковая
общность С. начала постепенно разрушаться, что привело к образованию существующих
доныне трёх славянских группировок - западной, восточной и южной. С распадом
родового строя и с возникновением древнейших слав. гос-в [Первое Болгарское
царство (см. в ст. Болгария), гос-ва Само, Великоморавская держава,
Карантания, Киевская Русь] в конце 1-го тыс. н. э. начали
формироваться средневековые слав. народности: поляки и чехи,
а
несколько позже - словаки (зап. славяне); словенцы, сербы,
хорваты
и болгары (южные С.). У восточных С. шёл процесс формирования древнерусской
народности. С 9-10 вв. среди С. начинает распространяться христианство,
постепенно занявшее положение господствующей религии. Глубокое влияние
на сложение нац. культур эпохи формирования раннефеод. гос-в Вост. Европы
(8-9 вв.) оказало художеств. наследие С.
В последующие столетия терр.
расселения С. претерпела существенные изменения. Продвинувшиеся в долину
среднего Дуная мадьярские (венгерские) племена (кон. 9 в.) отрезали зап.
славян от южных, причём часть слав. населения Паннонии была ассимилирована
венграми. Терр. зап. С. сократилась под натиском немцев (см. "Дранг
нах Остен"). Продвинувшись на восток, немцы уничтожили или поглотили
почти всех полабских С. (кроме небольшой группы, из к-рой сформировались
лужичане)
и
поморских С. (кроме кашубов); поляки на С. были в значит. части
отрезаны от Балтийского м., а на Ю., где немцы проникли до Силезии, оказались
отчленены от чехов; немцы заняли и часть чешских земель. Неск. сократилась
терр. южных С.; большая часть их на Пелопоннесском п-ове была ассимилирована
греками; шёл процесс ассимиляции австрийцами каринтийских словенцев. Во
2-й пол. 14 в. началось наступление турок, к-рые заняли терр. болгар и
сербов, заставив часть последних переселиться из т. н. Старой Сербии на
север, в область Воеводины. В борьбе против турок оформились южнослав.
народности. У восточных С. в 13 в. в результате нашествия монголо-татар
оказались обезлюднены многие юж. и юго-вост. области, однако уже в 15 в.
в ходе борьбы с Золотой Ордой и возникшими после её распада татарскими
ханствами заселение этих областей возобновилось. В это время развернулся
и процесс формирования вост.-слав народностей - русских
и украинцев,
а
несколько позже - белорусов. После падения в 16 в. Казанского и
Астраханского ханств русские расширили терр. своего расселения, продвинувшись
в Поволжье, Приуралье и далее - в Сибирь; украинцы после падения Крымского
ханства заселили Причерноморские степи и вместе с русскими - степные и
предгорные р-ны Сев. Кавказа. Этнич. терр. белорусов осталась без существ.
изменений.
Сравнительно позднее этнич.
разделение слав народов, общность их истории, судеб, проявившаяся, напр.,
в борьбе против нем. и тур. феодалов, а также во многом сходные трудности
нац. развития, вызванные утратой многими из них государственности (большая
часть зап. и юж. С. была включена в Австрийскую, позже Австро-Венгерскую,
империю и Османскую империю),- всё это способствовало сохранению сознания
славянской общности, к-рое заметно усилилось в 19 в., когда развернулся
процесс формирования бурж. наций. Однако в то время оно нередко искажалось
политич. идеями панславизма.
Нац. гнёт и тяжёлое экономич.
положение слав. народов в кон. 19 - нач. 20 вв. вызвали сильную эмиграцию
их в др. страны Европы (напр., во Францию) и за океан (преим. в США и Канаду).
Общая числ. слав. народов на нач. 20 в. составляла ок. 150 млн. чел., в
т. ч.: русских - св. 65 млн., украинцев - ок. 31 млн., белорусов - ок.
7 млн.; поляков - св. 19 млн., чехов - св. 7 млн., словаков -св. 2,5 млн.;
сербов и хорватов - св. 9 млн., болгар - 5,5 млн., словенцев -1,5 млн.
Осн. масса слав. населения находилась в России - 107,5 млн. чел.; в Австро-Венгрии
- ок. 25 млн. чел., Германии - св. 4 млн. чел.; в странах Америки - св.
3 млн. чел.
Результатом нац. движений
среди юж. и зап. С., развернувшихся с сер. 19 в., было воссоединение их
этнич. территорий и создание государственности; этот процесс был ускорен
поражением Турции в войне с Россией (1877-78) и в 1-й Балканской войне
(1912), а также поражением Австро-Венгрии в 1-й мировой войне 1914-18.
Послевоенные междунар. акты фиксировали новые границы Болгарии, сложение
многонац. славянских гос-в Югославии и Чехословакии, восстановление нац.
государственности Польши. Окт. революция 1917 в России привела к созданию
нац. государственности украинцев и белорусов, к-рые наряду с русскими в
ходе социально-экономич. преобразований сформировались в социалистич. нации.
Солидарность слав. народов
активно проявилась и окрепла в годы 2-й мировой войны 1939-45, в ходе борьбы
против фашизма. В 1939 и в первые послевоен. годы произошло воссоединение
всех укр. и белорус. земель, а также восстановление исконной этнич. территории
поляков и чехов. В результате политич. и социально-экономич. преобразований
в Вост. и Юго-Вост. Европе сложились со-циалистич. славянские гос-ва и
сформировались слав. социалистич. нации: польская, чешская, словакская,
сербская, хорватская, болгарская и др. (Об их истории, экономике, культуре
и искусстве см. статьи по соответств. странам и народам.) Источи.: Иордан,
О происхождении и деяниях гетов, Getica, пер. сгреч., М., 1960: Прокопий
из Кесарии, Война с готами, пер. с греч., М., 1950; Феофилакт Симокатта,
История, [пер. с греч.], М., 1957; Мишулин А. В., Древние славяне в отрывках
греко-римских и византийских писателей по VII в. н. э., "Вестник древней
истории'', 1941, № 1.
Лит.: Народы Европейской
части СССР, т. 1, М., 1964; Народы зарубежной Европы, т. 1, М., 1964; Погодин
А. Л., Из истории славянских передвижений, СПБ, 1901; Шахматов А. А., Древнейшие
судьбы русского племени, П., 1919; Н и д е р л е Л., Славянские древности,
пер. с чеш., М., 1956: Третьяков П. Н., У истоков древнерусской народности,
Л., 1970 (Материалы и исследования по археологии СССР, № 179); его же,
Некоторые данные об общественных отношениях в восточнославянской среде
в 1 тысячелетии н. э., "Советская археология", 1974, №2;Ляпушкин И. И.,
Днепровское лесостепное Левобережье в эпоху железа. Археологические разыскания
о времени заселения Левобережья славянами, М.-Л., 1961 (Материалы и исследования
по археологии СССР, N° 104); его же, Славяне Восточной Европы накануне
образования древнерусского государства (VIII - первая половина IX в.).
Историко-археологнческие очерки, Л., 1968 (Материалы и исследования по
археологии СССР, № 152); Бернштейн С. Б., Очерк сравнительной грамматики
славянских языков, М., 1961; Филин Ф. П., Образование языка восточных славян,
М.-Л., 1962; Славяне накануне образования Киевской Руси, М., 1963; Горнунг
Б. В., Из предыстории образования общеславянского языкового единства, М.,
1963; Рыбаков Б. А., Языческое мировоззрение русского средневековья, "Вопросы
истории", 1974, №1; Иванов В. В., Топоров В. Н., Исследования в области
славянских древностей. Лексические и фразеологические вопросы реконструкции
текстов, М., 1974; Смирнов Ю. И., Славянские эпические традиции, М., 1974;
Алексеева Т. И., Этногенез восточных славян по данным антропологии, М.,
1973; её же, Славяне и германцы в свете антропологических данных, "Вопросы
истории", 1974, № 3; N i е d е r 1 е L., Slovanske starozitnosti, [2 vyd.],
dl 1-3, Praha, 1906-25; е г о ж е, Zivot starych slovanu, dl 1-3, Praha,
1911 - 34; L e h r-Spawiriski Т., О pochodzeniu i praoczyznie stowian,
Poznari, 1946; S z у m a n s k i W., jflowiariszczyzna wschodnia, Wroclaw,
1973; Slowianie w dziejach Europy, Poznari, 1974; G i m b u t a s M., The
Slavs, [L., 1971] (лит. с. 189 - 196).
П. Н. Третьяков, В. И.
Козлов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я