СЛЕПЦОВ
Василий Алексеевич
[19(31).7. 1836, Воронеж,- 23.3(4.4). 1878, Сердобск, ныне Пензенской обл.],
русский писатель. Род. в дворянской семье. Учился в Моск. ун-те (1854-55).
В 1857-62 был чиновником. Увлечённый социалистич. идеями Н. Г. Чернышевского
(в частности, его романом "Что делать?"), С. создал в 1863 в Петербурге
первую коммуну, вызвавшую к жизни множество подобных общежитии. В 1866
привлекался по делу Д. В. Каракозова. До конца жизни находился под
надзором полиции. Лит. деятельность С. началась в конце 1850-х гг. Первый
цикл очерков "Владимирка и Клязьма" опубл. в 1861. Очерки были замечены
деятелями "Современника". Следующий очерковый цикл -обличит. портрет
расхваленного либеральной печатью "образцового города" -"Письма об Осташкове"
- появился уже в этом журнале в 1862-63. В 1863-66 были опубл. рассказы
и драматич. этюды С. о простых людях:" Питомка ", " Ночлег", "Казаки" ("Свиньи"),
"Мёртвое тело" и др.; в них - правдивое изображение народа, живые будничные
сцены, динамичные диалоги. В "Современнике" же было напечатано и самое
значит произв. С.- повесть "Трудное время" (1865), отличающаяся широтой
охвата жизненного материала, постановкой коренных вопросов переломной эпохи
(драматич. положение народа и разночинца, идейная борьба времени, духовное
развитие женщины). Сама форма повествования ("включение" в авторскую речь
голоса героя-демократа Рязанова) способствует выражению неограниченного
доверия С. именно к этому герою, человеку аналитич. ума, развитого чувства
гражд. ответственности; согласия автора с его оценками, глубоким и тонким
пониманием "трудного времени". Эта повесть близка фельетонам-обозрениям
С.: "Петербургские заметки" (1863), "Провинциальная хроника" (1865), "Новости
петербургской жизни" (1867), также воспроизводящим атмосферу реакции, "трудного
времени". Нек-рые замыслы произв. С. 70-х гг. не были осуществлены (напр.,
роман "Остров Утопия"), другие реализованы лишь частично (первые главы
романа "Хороший человек", опубл. в "Отечественных записках" в 1871).
Личность и творчество С.-
писателя, актёра, режиссёра, организатора научно-популярных лекций, поборника
женского равноправия - вызвали интерес у мн. деятелей лит-ры и иск-ва (И.
С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой, М. Горький, К. С. Станиславский).
Краткость, сдержанность повествоват. манеры С. предвосхитили нек-рые черты
художеств. системы А. П. Чехова.
С о ч.: Соч., т. 1 - 2, СПБ,
1866; Соч. [Вступ. ст. и коммент. К. И. Чуковского], т. 1 - 2. М., 1957;
"Литературное наследство", т. 71, Василий Слепцов. Неизвестные страницы,
М., 1963; Избр. произв. [Вступ. ст. и примеч. М. Л. Семановой], Л., 1970.
В. А. Слепцов.
Лит.: Горький М.,
О Василии Слепцове, Собр. соч., т. 24, М., 1953; Чуковский К., Жизнь и
творчество Василия Слепцова. Тайнопись "Трудного времени". История Слепцовской
коммуны, в его кн.: Люди и книги, 2 изд., М., I960; Семанова М. Л., Творчество
В. А. Слепцова, в сб.: Проза писателей-демократов 60-хгодов XIX в., М.,
1962; её же, Художественное своеобразие повести В. А. Слепцова "Трудное
время", Л., 1974. М. Л. Семанова.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я