СМАЗКА

СМАЗКА в технике,
термин, имеющий различные значения: режимы трения деталей машин (смазывание);
материалы, облегчающие трение и процессы обработки металлов резанием и
давлением; подача смазочных материалов в узлы трения; материалы, служащие
для защиты поверхностей от коррозии и уплотнения соединений деталей машин.


1) Смазывание - смазочное
действие
смазочного материала на поверхности трения, в результате чего
уменьшаются трение и изнашивание поверхностей. Между трущимися поверхностями
создаётся смазочный слой, обеспечивающий минимальное сопротивление тангенциальному
сдвигу и достаточно большое сопротивление норм. нагрузкам (см. также Трение
внешнее).
Наиболее благоприятные режимы С. обеспечиваются подбором
оптимальных смазочных материалов, подачей их к трущимся поверхностям в
необходимых количествах, рациональной конструкцией узлов трения, а также
выбором правильной технологии.


2) Смазочные материалы
-
вещества, используемые для предотвращения задира и заедания, уменьшения
и упорядочения износа взаимно перемещающихся поверхностей. Особая группа
смазочных материалов - смаэочно-охлаждающие жидкости, напр, применяемые
при обработке металлов резанием, технологические масла, используемые
при обработке металлов давлением (ковке, прокатке, волочении и т. п.).


3) Способы подачи смазочного
материала к трущимся поверхностям определяются свойствами материала, функциями
и условиями работы узла трения. Для масел характерны картерная и циркуляц.
системы С. В первом случае узел трения помещают в герметичный картер, на
дно к-рого наливают масло. В циркуляц. системах масло из картера или бака
насосом по маслопроводу подаётся в узел трения, откуда самотёком или принудительно
возвращается в картер. Циркуляц, система С. включает в себя фильтры, сепараторы,
отстойники, радиаторы, контрольно-измерительную аппаратуру. Существуют
фитильная и капельная подача смазочных масел, С. масляным туманом и т.
п. Пластичные С. закладывают непосредственно в узлы трения при изготовлении
машин или пропрессовывают их в узел через устройства, наз. пресс-маслёнками,
с помощью ручных или механич. шприцев. Для С. применяют также колпачковые,
пружинные и др. маслёнки. Нек-рые машины (напр., прокатные станы, шагающие
экскаваторы) имеют централизованные системы С.


4) Консервационные (защитные)
материалы - вещества, служащие для предотвращения коррозионного разрушения
металлич. изделий и деталей машин при их хранении (консервации) и эксплуатации.
Обычно для этого используют углеводородные пластичные С.- вазелины.
Находят
применение жидкие консервационные масла и твёрдые покрытия. Для получения
твёрдого покрытия на защищаемую поверхность наносят раствор
парафина
и
церезина
с ингибиторами коррозии в летучих нефтепродуктах. После испарения растворителя
на поверхности остаётся твёрдое покрытие толщиной ок. 0,1 мм,


5) Уплотнительные
материалы - вещества, используемые для герметизации вакуумных систем, трубопроводной
арматуры, резьбовых соединений труб и т. п. Уплотнительные материалы применяют
также для облегчения монтажа и разборки резьбовых и др. соединений. Обычно
применяют пластичные С., содержащие до 20% порошка графита, дисульфида
молибдена, мягких металлов и т. п.


Лит.: Крагельский
И. В., Треяие и износ, М., 1968: Р о з е н б е р г Ю. А., Влияние смазочных
масел на долговечность и надежность деталей машин, М., 1970; Костецкий
Б. И., Натансон М. Э., Б е р ш а д с к и й Л. И., Механохимические процессы
при граничном трении, М., 1972; Синицын В. В., Подбор и применение пластичных
смазок, 2 изд., М., 1974.

В. В. Синицын.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я