СМЕТАНА
(Smetana)
Бедржих (2.3. 1824, Литомишль,-12.5.1884, Прага), чешский композитор, дирижёр,
пианист, муз.-обществ. деятель. Учился в Праге у И. Прокша. Уже в детстве
С. познакомился с идеями "будителейг''. С 1847 концертировал как
пианист (свыше 20 лет). В 1847-56 руководил осн. им в Праге муз. школой.
В 1856-61 жил в Гётеборге, выступал как симф. дирижёр и пианист. В эти
годы создал "6 характерных пьес" (2 тетради, 1848; одобрены Ф. Листом)
и "Воспоминания о Чехии в форме полек" для фп. (1860), симф. поэмы "Ричард
III" (по Шекспиру, 1858), "Лагерь Валленштейна" (по Шиллеру, 1859) и "Такой
Ярл" (по Эленшлегеру, 1861). С 1862 выступал как симф. и хоровой дирижёр
и пианист в Праге; преподавал, писал муз.-критич. статьи, был организатором
муз.-обществ. и просветит. мероприятий. С 1863 руководил муж. хором "Глагол
Пражский" и муз. секцией артистич. клуба "Умелецка беседа". В 1866-74 был
оперным дирижёром во "Временном театре", обогатил его репертуар - наряду
с зап.-европ. классич. операми исполнял соч. чешских композиторов Ф. Шкроупа,
К. Бендля, Л. Мехуры и др.; дирижировал также операми М. И. Глинки и оперой
"Галька" С. Монюшки. Руководил постановкой здесь собственных опер (дирижировал
многими премьерами), ставших основой нац. оперного репертуара. Всего написал
9 опер, в т. ч. ист. муз. драму "Бранденбуржцы в Чехии" (соч. 1863), призывавшую
к освобождению от нац. и социального гнёта, и наиболее известную (ставится
и в совр. театрах мн. стран) комич. оперу "Проданная невеста" (1866, Прага;
3-я ред., 1870, Петербург), отличающуюся реалистичностью картин нар. быта,
жизнерадостностью, мелодичностью музыки, осн. на нар. напевах и ритмах
чеш. танцев. Опера-трагедия "Далибор" (1868) вызвала полемику, в к-рой
С. поддерживали прогрессивные деятели чеш. культуры (в т. ч. Я.
Неруда, О. Гостинский); с другой стороны, С. обвиняли в отходе от нац.
традиций (влияния Листа и Р. Вагнера). В связи с потерей слуха С. оставил
пост дирижёра и поселился в дер. Ябкенице близ Праги, где создал свои лучшие
оркестровые соч.- цикл "Моя Родина" (1874-79), состоящий из 6 программных
симф. поэм ("Вышеград", "Влтава", "Шарка", "В чешских лугах и лесах", "Табор",
"Бланик"), в к-рых воспеваются чеш. природа и чеш. народ (по нац. героическим
преданиям); там же написаны оперы "Тайна" (1878), "Чёртова стена" (1882)
и "Виола" (не окончена, пост. в 1924), 2 струнных квартета (1-й, автобиографический,-
"Из моей жизни", 1876; 1883) и др. камерно-инструм. сочинения, хоры, "Чешские
песни" для фп. (1879).
Творчество С., композитора-патриота,
боровшегося за передовые художеств. идеалы, отличающееся нац. своеобразием
и высоким мастерством, определило дальнейшие пути развития чеш. музыки.
Его именем в Праге названы концертный зал, струнный квартет, муз. об-во,
публикуюшее полн. собр. его соч.
Б. Сметана.
В Праге имеется (с 1928)
Музей С. с филиалами в Литомишле и Ябкенице.
Лит.: Гуллнекая 3.,
Бедржих Сметана, М., 1959; Мартынов И., Бедржих Сметана, М., 1963; Б э
л з а И., История чешской музыкальной культуры, т. 2, М., 1973, гл. 3;
Н о s t i n s k jj O., Bedrich Smetana a jeho boj о moderni ceskou hudbu,
Praha, 1901; N e j e d 1 у Z., Bedrich Smetana, kn. 1 - 7, Praha, 1950-54;
P1avec J., Smetanova tvorba sborova, Praha, 1954; Soupis dopisu
Bedficha Smetany, "Miscellanea musicologica", 1960, sv. 15; Clapham J.,
Smetana, L., 1972. И.Ф.Бэлэа.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я