СМЕШАННЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
перевозки
пассажиров и грузов с участием нескольких видов транспорта (ж.-д., водного,
автомобильного, воздушного, трубопроводного). Потребность в С. п. возникает
в тех случаях, когда нет прямой связи между пунктами отправления и назначения
грузов (см. Перевалка грузов) и пассажиров, а также если С. п. являются
более выгодными, чем перевозки одним видом транспорта.
В СССР С. п. развиваются
на основе гос. плана, к-рым устанавливаются размеры перевозок, исходя из
целесообразного использования каждого вида транспорта и их взаимодействия.
Широкое применение имеют С. п. железнодорожно-автомобильные, железнодорожно-речные
и железнодорожно-морские.
Наиболее совершенен вид С.
п., при к-ром перевозка груза на всём пути следования осуществляется по
единым перевозочным документам - накладным, а его перегрузка производится
непосредственно с одного вида транспорта на другой без промежуточного складирования,
т. е. по т. н. прямому варианту (напр., вагон - судно, вагон - автомобиль).
Контейнерные
перевозки повышают эффективность С. п., т. к. снижаются затраты на
перевозку и перевалку грузов.
Развитию С. п. способствует
создание глубоководных каналов, соединяющих реки разных бассейнов; постройка
судов смешанного плавания "река-море"; стр-во железнодорожно-морских паромных
переправ (напр., Красноводск -Баку, Крым - Кавказ); увязка графиков движения
поездов, судов, самолётов, автомобилей; применение льготных тарифов на
С. п. (в частности, на железнодорожно-речные перевозки).
Лит.: Основы взаимодействия
железных дорог с другими видами транспорта. Учебник. Под ред. В. В. Повороженко
и Е.Д. Ханукова, М., 1972. Е.Д.Хануков.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я