СНОВИДЕНИЯ

СНОВИДЕНИЯ субъективно
переживаемые психич. явления, периодически возникающие во время естественного
сна.
Интерес
к С. характерен для всех эпох человеческой культуры (убеждение в том, что
С. имеют жизненно практич. смысл и подлежат истолкованию), однако подход
к ним существенно менялся на протяжении истории. Мн. памятники древней
письменности свидетельствуют о том, что толкование С. занимало большое
место не только в религ. ритуалах, но и в повседневной жизни и даже при
решении воен. и гос. дел (Др. Восток, Китай и др.). В С. видели откровение
богов или вторжение демонов, один из способов контакта с "невидимым" миром.


Древнейший дошедший до нас
сонник (ок. 2000 до н. э., Др. Египет) содержит Истолкование 200 снов и
описание магич. ритуалов для -"защиты" спящего от вредоносных духов. Толкование
С. с целью указания путей лечения играло большую роль в древнейшей медицине,
ещё не отделившейся от религ.-магич. практики (храмовый сон - т. н. инкубация).


Первые опыты рационального
истолкования С. принадлежат др.-греч. философам (Демокрит и др.). Согласно
Платону, С. могут служить источником творческого вдохновения. Основателем
психо-логич. подхода в объяснении С. явился Аристотель, к-рый рассматривал
их как продолжение деятельности в состоянии сна. Систематизатором греч.,
егип., вост. толкований символики С. выступил во 2 в. н. э. Артемидор;
его "Онейрокритика" послужила источником бесчисленных позднейших сонников.
В ср. века преобладало религ.-моралистич. истолкование С., восходившее
к библейским представлениям. В эпоху Возрождения истолкование С. тесно
переплеталось с оккультизмом; рост рационализма вытеснил интерес
к С. на периферию культуры. В 19 в. этот интерес постепенно возрождался
с развитием эмпирич. исследований в области психологии, особенно в связи
с проблемой бессознательного. В то же время этнологи раскрыли большую
роль С. в примитивных культурах, их связь с мифами, а также универсальный
характер ряда образов и символов С. Начиная с эпохи романтизма, подчёркивалось
значение С. в психологии творческого процесса. Первая попытка создать систематич.
психологич. теорию С. была предпринята 3. Фрейдом в 1900 ("Толкование
С.", рус. пер., М., 1913). Фрейдом и его школой психоанализа был
накоплен большой клинический материал, характеризующий типы и закономерности
протекания С., связь их с архаическим или инфантильным мышлением, с невротич.
симптомами, фантазиями и т. д. Однако в истолковании сновидений Фрейд преувеличивал
роль сексуальных мотивов, а также ранних детских воспоминаний. С., по Фрейду,-это
иллюзорное осуществление вытесненных (см. Вытеснение) желаний. В
глубинной
психологии,
а также в психотерапии придаётся особое значение анализу
С. как методу проникновения в бессознат. психич. процессы; при этом подчёркиваются
компенсаторные функции С. как восполнения действит. жизни (А. Адлер),
С.
рассматриваются как предвестники будущих тенденций развития личности (К.
Г. Юнг), как отралсение бессознат. коллективного "родового" опыта
и т. п. Изучение С. ведётся в разных направлениях - этнографией, историей
культуры, медициной (С. как средство диагностики), экспериментальной психологией.
Д.
н. Ляликов.
С. отличаются связным сюжетом, эмоциональностью, элементами
причудливости, фантастичности, нереальности в событиях и отношениях; носят
чувственный характер, с переживанием живых, преим. зрительных, образов.
В С. спящий может быть зрителем или участником -"пассивные" или "активные"
С. У взрослых, как правило, в С. не включаются события истекшего дня. С.
следует отличать от малоэмоциональных, реалистичных по содержанию, субъективных
переживаний во сне, носящих характер "мыслей" типа продумывания событий
истекшего дня. С. отмечают при пробуждениях гл. обр. из фазы "быстрого"
сна (80 -90%) или в течение неск. минут после её завершения, т. к. С. быстро
забываются.


В течение одного периода
"быстрого" сна могут переживаться неск. С. Насыщенность их событиями и
эмоциями обычно сочетается с усилением фазических проявлений "быстрого"
сна. Предположение о том, что движения глаз и другие проявления активности
зрительной системы в "быстром" сне связаны с рассматриванием зрительных
объектов в С., не подтверждается. С. могут переживаться и в фазе "медленного"
сна. Мыслеподобная активность обнаруживается, как правило, при пробуждениях
из стадий "медленного" сна. В связи с повторным чередованием фаз "медленного"
и "быстрого" сна (в последовательных его циклах) С. могут переживаться
за ночь неск. раз, причём по мере приближения к утреннему пробуждению они
становятся более длительными (в соответствии с возрастающей продолжительностью
фазы "быстрого " сна в цикле), чувственными, насыщенными событиями и эмоциями,
более причудливыми, фантастичными, включающими в сюжет события из более
отдалённого прошлого. Полагают, что физиол. механизмы С. обусловлены сложным
взаимодействием лимбических, стволовых и неокортикальных образований, складывающимся
во время "быстрого" сна. Участие мозговых механизмов памяти, эмоций и обеспечивают,
по-видимому, необычное сочетание обычных воспоминаний в С. Детям свойственны
обычно приятные С., теснее связанные с событиями минувшего дня, с исполнением
желаний. Особенности переживания С. зависят от типа нервной системы
индивида,
состояния его здоровья, физиологич. циклов (напр., менструальный цикл у
женщин). Известны "творческие" С., когда поэт находил в них удачную рифму,
а учёный - решение трудной задачи, приводившее к науч. открытию. Целостной
общепринятой теории С. не существует. Представления об отражении в С. хаотич.
продукции дезорганизованного сном мозга (аналогично патологич. психич.
продукции при травмах мозга, интоксикациях) опровергаются выясненным регулярным
характером С., связностью их сюжета, электрич. активностью мозга во время
их переживания, близкой к активности бодрствования, а не "глубокого" сна.
Предполагается важная роль переживания С. при адаптации к эмоциональному
стрессу
путём
формирования механизмов психологич. защиты.


Лит.: Латаш Л. П.,
НеГфофизнология сна и сновидений, в кн.: Клиническая нейрофизиология, Л.,
1972; Woods R. L.. Greenhouse H. В., The new world of dreams, N. Y., 1974.
Л.
П. Латаш.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я