СОБСТВЕННЫЕ ИМЕНА

СОБСТВЕННЫЕ ИМЕНА слова или словосочетания,
называющие, в отличие от нарицательных имён,
единичное или собирательное
лицо или объект в его цельности и единственности, индивидуализирующие его,
однозначные для него вне зависимости от контекста. Общим отличительным
признаком С. и. (если пренебречь нек-рыми семантич. особенностями отд.
групп) служит денотативный характер их значения (см.
Знак языковой).
Центром
класса, наиболее "подлинными" С. и. являются имена личные (см.
Ономастика);
все
С. и. генетически - нарицательные имена, чёткой границы между ними нет
(ср. этнонимы, товарные знаки); С. и. с ясной и затемнённой внутр. формой
употребляются одинаково (Новгород, Москва). В системе отношений с др. единицами
словаря С. и. занимают изолированное место. Языковая информация их меньше,
а культурная - значительно больше, чем нарицательных. В разных науках,
изучающих С. и. (лингвистика, логика, философия, мифология и др.), объём
класса и его определение не совпадают.


Для мифолого-символич. сознания, сводящего
язык к набору имён и считающего С. и. словами, наиболее точно выполняющими
функцию именования, они стоят в центре онтологии языка. В ряде антич. и
ср.-век. теорий они признавались знаками, связанными с сущностью именуемого,
символически причастными его глубинной тайне. Имманентное (не фонетич.
или графич.) имя, истолкованное по аналогии с идеями Платона, рассматривалось
как корень индивидуального бытия. Это учение было возрождено и развито
в 20 в. (П. А. Флоренский, С. H. Булгаков, M. Хайдеггер). Крайним выражением
его является отождествление имени с именуемым или приписывание мистич.
свойств имязвучию или имяначертанию. представление о конденсации в имени
мощи именуемого, из чего исходят словесная магия и табу. Ему противостоят
рационалистические воззрения, идущие от Демокрита, обосновавшего произвольность
(условность) природы всякого имени. К. Маркс считал, что название какой-либо
вещи не имеет ничего общего с её природой. Лингвисты и логики, развивающие
это направление, считают С. и. немотивированными знаками, одним из способов
обозначения точек пространственно-временной действительности; они могут
быть заменены другими знаками (переименование), номерами (как улицы в Нью-Йорке),
алгебраич. символами. Выбор С. и. и объём их класса определяют экстрасемиотич.
причины (напр., списки канонич. личных имён в христианстве или мусульманстве);
связь между именем и именуемым существует не в реальной действительности,
а лишь в сознании именующих.


Лит.: Волошинов В. H., Марксизм
и философия языка, Л., [1929]; Булгаков С. H., Философия имени, Париж,
[1953]; Суперанская А. В., Обшая теория имени собственного, M., 1973; Никонов
В. А., Имя и общество, M., 1974. Ю. M. Ядельштейн.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я