СОВЕТЫ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ
Советы,
в СССР выборные представительные органы гос. власти. Согласно Конституции
СССР (ст. 3) "Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни
в лице Советов депутатов трудящихся". Все другие органы сов. государства
получают свои полномочия либо непосредственно, либо в конечном счёте от
Советов. С. д. т. служат "основой социалистического государства и наиболее
полным воплощением его демократического характера..." (Материалы XXIV съезда
КПСС, 1971, с. 77).
В. И. Ленин выдвинул С. как новую политич.
форму организации трудящихся масс в борьбе за пролетарскую революцию и
диктатуру
пролетариата, наиболее прогрессивно-демократическую в условиях России
для организации политич. власти рабочего класса и всех трудящихся в центре
и на местах, раскрыл и научно обосновал классовую сущность С., характеризовал
их как основу нового, социалистич. типа гос-ва, обеспечивающего полновластие
трудящихся.
С. возникли в результате революц. творчества
масс в Революции 1905-07 в России как органы руководства стачечной
борьбой рабочих и были зачаточными органами новой, революц. власти - революц.-демократич.
диктатуры пролетариата и крестьянства. Нек-рые С. в период высшего подъёма
революции становились органами руководства вооруж. восстанием. Одним из
первых С. был Совет уполномоченных, созданный рабочими во время Иваново-Вознесенской
стачки (май 1905). Осенью 1905 С. рабочих депутатов возникли во многих
городах и рабочих посёлках. В Москве наряду с С. рабочих был организован
С. солдатских депутатов; в Чите созданы С. солдатских и казачьих депутатов,
в Севастополе - С. матросских, солдатских и рабочих депутатов. В нек-рых
сел. местностях возникли С. крест, депутатов (Тверская губ.) и крест, к-ты
(особенно в Латвии и Грузии), выполнявшие роль С. В Петерб. С. рабочих
депутатов в середине нояб. 1905 насчитывалось 562 депутата. В Петерб. С.
вошли представители большевиков, эсеров, меньшевиков. Мелкобурж. партиям
удалось занять руководящее положение в нём; они рассматривали С. не как
боевые революц. орг-ции масс, а как органы местного самоуправления, вследствие
этого Петерб. С. не стал органом вооруж. восстания. В Моск. С. рабочих
депутатов ведущую роль играли большевики: этот С. возглавил рабочих Москвы,
борьба к-рых положила начало Декабрьским вооружённым восстаниям. Из
62 С., возникших в ходе революции, 47 возглавлялись и находились под влиянием
большевиков, 10 - были меньшевистскими, 1 - эсеровским. Большевики составляли
руководящее ядро в Иваново-Вознесенском, Костромском, Екатеринбургском,
Самарском, Читинском, Красноярском,
Мотовилихинском (около Перми) и др. С.,
руководимые большевиками, действовали как революц. власть. С поражением
Революции 1905-07 С. прекратили своё существование.
Опыт С. 1905-07 сыграл огромную роль в
Февральской
буржуазно-демократической революции 1917 и Великой Октябрьской социалистической
революции. В ходе Февр. революции 1917 созданные повсеместно С. явились
органами революц.-демократич. диктатуры пролетариата и крестьянства. В
отличие от 1905, как правило, создавались единые С. рабочих и солдатских
депутатов. Возникли и С. крест, депутатов (губернские, уездные, волостные).
На фронтах функции С. выполняли полковые, дивизионные, корпусные, армейские,
фронтовые и др. к-ты (см. Солдатские комитеты). В Cp. Азии летом
1917 стали создаваться выступавшие в тесной связи с С. рабочих и солдатских
депутатов С. мусульм. рабочих депутатов, представлявшие пролетариат, гор.
бедноту, ремесленников коренных национальностей.
В марте 1917 только в губ., уездных городах
и пром. центрах существовало ок. 600 С. рабочих и солдатских депутатов.
Всего накануне Окт. революции действовало 1429 С. рабочих, солдатских и
крест, депутатов, 33 С. солдатских депутатов, 455 С. крест, депутатов.
Депутаты избирались на общих собраниях рабочих на предприятиях, солдат
- в воинских частях, волостные и сельские С.- на сходках крестьян. Первым
был создан Петрогр. С. рабочих и солдатских депутатов (27 февр.), выполнявший
фактически роль Всероссийского С. Как и в подавляющем большинстве С. страны,
руководство в нём захватили меньшевики и эсеры. Большевистская партия была
ослаблена жестоким полицейским террором. Меньшевики же и эсеры, стоявшие
на позициях "оборончества", находились в сравнительно благоприятных условиях.
Изменения, происшедшие в составе рабочего класса (взамен мобилизованных
на фронт кадровых рабочих на произ-во пришли крестьяне и мелкая буржуазия),
активизация мелкобурж. слоев населения способствовали усилению влияния
на массы эсеров и меньшевиков. На составе Советов сказался порядок их образования:
крупные заводы избирали по одному депутату на тысячу рабочих, мелкие -
по одному депутату от предприятия. С. сразу же начинали действовать как
власть трудящихся наряду с бурж. Временным пр-вом и вопреки ему. Ленин
в "Апрельских тезисах" сформулировал вывод о необходимости создания в России
республики С. как гос. формы диктатуры пролетариата и выдвинул лозунг "5ся
власть
Советам!".
С февр. по окт. 1917 С. в своём развитии
прошли 3 этапа. Первый этап (февр.- июль) характеризовался
двоевластием,
возможностью
мирного перехода всей власти в руки С. Но эсеро-меньшевистские руководители
С. в Июльские дни 1917 добровольно передали власть буржуазии, считая,
что революция в России не может выйти за рамки буржуазной; они рассматривали
С. как врем, орг-ции, нужные только до созыва Учредительного собрания.
Большевики,
ведя огромную политич. работу в массах, разоблачая предательство соглашателей,
ставили задачу завоевать в С. большинство, установить единовластие С. Второй
этап - после Июльского кризиса, когда вся власть перешла в руки буржуазии,
двоевластие окончилось. Мирный переход власти к С. стал невозможен, т.
к. С. превратились в придаток бурж. Врем, пр-ва. Шестой съезд РСДРП(6)
по
предложению Ленина временно снял лозунг "Вся власть Советам!" и нацелил
партию и рабочий класс на подготовку вооруж. восстания против Врем, пр-ва.
Третий этап - от разгрома корниловского мятежа (в сент.) до победы Окт.
революции. Революц. подъём в период борьбы с корниловщиной
ускорил
процесс большевизации С., трудящиеся стали заменять в С. дискредитировавших
себя эсеров и меньшевиков большевиками. 31 авг. (13 сент.) Петрогр. С.,
5(18) сент. Моск. С. приняли большевистские резолюции о власти. На местах
начались перевыборы С., в ходе к-рых большевики завоевали в С. большинство.
Партия вновь выдвинула лозунг "Вся власть Советам!",
к-рый теперь
означал переход власти к большевистским С. путём вооруж. восстания и установления
диктатуры пролетариата.
С победой Окт. революции ленинская идея
республики С. была претворена в жизнь. Решением Второго Всероссийского
съезда Советов рабочих и солдатских депутатов вся власть в стране перешла
к С. рабочих, солдатских и крест, депутатов, ставших политич. основой социалистич.
гос-ва рабочих и крестьян и действующих под рук. Коммунистич. партии. Сов.
республика явилась гос. формой диктатуры пролетариата, формой социалистич.
государственности, высшим типом демократии.
С. рабочих и солдатских депутатов стали
властью в городах, а С. крест, депутатов - на селе. Большевизация С. в
деревне проходила медленнее, чем в городах. Осенью 1917 большинство С.
крест, депутатов находилось под влиянием эсеров. Это определило состав
Чрезвычайного
Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов [10 нояб.-25 нояб.
(23 нояб.-8 дек.)] и Второго Всероссийского съезда Советов крестьянских
депутатов [26 нояб.- 10 дек. (9-23 дек.)]. Но большевики, поддержанные
левыми эсерами, добились признания этими съездами всех декретов Сов. власти
и необходимости объединения С. рабочих, солдатских и крест, депутатов.
Слияние Центр, исполнит, к-тов С. крест, депутатов и С. рабочих и солдатских
депутатов, а затем слияние в янв. 1918 Третьего Всероссийского съезда
Советов крестьянских депутатов с Третьим Всероссийским съездом Советов
рабочих
и солдатских депутатов ускорило процесс объединения С. на местах: к марту
1918 он в основном завершился. Возникла единая система С., в к-рой нашёл
организационное оформление высший принцип диктатуры пролетариата - союз
рабочего класса и крестьянства. После принятия 15(28) янв. 1918 декрета
о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии С. стали называться Советами
рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.
Система С. впервые была закреплена в Конституции
РСФСР 1918 (см. Конституции советские), принятой Пятым Всероссийским
съездом Советов. Эта система включала Всероссийский съезд Советов,
областные,
губернские, уездные и волостные съезды С. и С. городов, посёлков, сёл,
деревень (см. Съезды Советов), а в период между съездами - ВЦИК
РСФСР - исполкомы С. Правом избирать и
быть избранным пользовались независимо от вероисповедания, национальности,
оседлости все граждане РСФСР, достигшие 18 лет и занимавшиеся общественно
полезным трудом, солдаты, матросы. Лишение избират. прав было вызвано упорной
борьбой врагов Сов. власти. Лишались избират. прав лица, использовавшие
наёмный труд с целью извлечения прибыли, жившие на нетрудовой доход, частные
торговцы, монахи, священнослужители, служащие и агенты б. полиции, жандармерии
и охранных отделений, члены царствовавшего в России дома, а также умалишённые,
душевнобольные, состоявшие под опекой, и осуждённые за корыстные и иные
порочащие преступления (см. Конституция РСФСР, 1918, ст. 65). Коммунистич.
партия руководила деятельностью С. через парт, фракции, создававшиеся во
всех сов. органах. "Свои решения,- указывалось в резолюции Восьмого
съезда РКП(б),- партия должна проводить через советские органы, в рамках
Советской конституции. Партия старается руководить деятельностью Советов,
но не заменять их" ("КПСС в резолюциях...", 8 изд., т. 2, 1970, с. 77).
Развитие системы С. шло в тесной связи
с нац. гос. строительством. С образованием в РСФСР авт. республик и областей
их местные С. объединялись съездами С. автономий. В суверенных сов. республиках
(Украина, Белоруссия и др.) высшим звеном системы С. явились республиканские
съезды С., избиравшие ЦИК республик. Через систему С. нац. республик и
областей обеспечивалось прямое и широкое участие трудовых масс всех национальностей
в гос. управлении. С. стали примером для трудящихся зарубежных стран. В
ходе революц. подъёма, начавшегося в Зап. Европе под влиянием Окт. революции,
рабочие Венгрии, Германии, Австрии, Чехословакии стали создавать орг-ции
по типу С. В кон. 20-х гг. возникли Советы в Китае. Ленин отмечал,
что междунар. значение С. не предполагает точное их копирование в др. странах
- "Советский тип, еще не Советы, как они существуют в России, но советский
тип становится международным" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 38, с. 159).
С образованием в 1922 Союза CCP в системе
С. произошли изменения, отразившие структуру многонац. союзного гос-ва
и закреплённые в Конституции СССР 1924 и конституциях союзных республик.
Верховным органом гос. власти стал Всесоюзный съезд Советов, в период между
съездами высшим органом власти являлся Центральный исполнительный комитет
СССР. Верховными органами власти в союзных и авт. республиках были
съезды Советов (в период между съездами - избиравшиеся ими ЦИК), местными
органами власти - краевые, областные, губернские, окружные, уездные, районные
и волостные съезды С. (в период между ними - их исполкомы). Народы СССР
(большинство впервые в истории) создали свою нац. государственность на
основе С. В связи с изменением адм.-терр. деления осуществилась перестройка
сов. органов.
Советы вовлекали в гос. и обществ, работу
широкие массы. Рост политич. активности трудящихся наглядно проявлялся
при проведении выборов в Советы. В процессе ликвидации частнохозяйственного
сектора и дальнейшей демократизации избират. системы в 30-х гг. резко уменьшилось
количество лиц,·· лишённых избират. права; в 1923 в городах было 8,2% лишённых
прав, в 1934 - 2,4% . E. Г. Гимпельсон.
Конституция СССР 1936, принятая
Чрезвычайным
восьмым съездом Советов СССР, отразила социальные и экономич. изменения,
произошедшие в стране в результате социалистич. строительства после принятия
Конституции СССР 1924. Конституция СССР 1936 закрепила ноьую систему органов
гос. власти в центре и на местах, преобразовала Советы рабочих, крест,
и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся, что отразило
морально-политич. единство сов. общества, состоявшего из двух дружеств.
классов - рабочего класса и колх. крестьянства - и трудовой интеллигенции.
В связи с ликвидацией эксплуататорских классов в СССР все ограничения в
избират. правах были отменены, были введены всеобщие, равные и прямые выборы
при тайном голосовании. Все звенья С. избираются непосредственно избирателями
по норме представительства, установленной Конституцией и Положением о выборах
в Советы.
С. по своей сущности - глубоко интернациональные
гос. организации, сочетающие общие интересы сов. народа в целом с нац.
специфич. интересами больших и малых наций и народностей. С. отражают социалистич.
демократизм сов. гос. системы прежде всего тем, что все они снизу доверху
избираются на основе последовательно демократич. избират. права, включающего
гарантированное Конституцией право избирателей отзывать депутатов, не оправдавших
их доверия. Все звенья С. избираются на основе всеобщего, равного и прямого
избират. права при тайном голосовании: Верх. Совет СССР и Верх. Советы
союзных и авт. республик - на 4 года, местные Советы - на 2 года. Предусматривается
также обязанность С. в целом, их депутатов и исполкомов систематически
отчитываться перед населением в своей работе. Такая регулярная отчётность
- один из показателей связи С. с трудящимися и усиления контроля с их стороны
над деятельностью С. Демократизм С. проявляется и в формах их работы: подготовка
к проведению сессий, контроль за осуществлением принятых решений, деятельность
постоянных комиссий С., депутатских Советов и групп и т. п.
С. образуют единую систему, низовым звеном
к-рой являются сельские и поселковые С., высшим - Верховный Совет СССР.
Правовое
положение отд. звеньев С., объём и содержание их полномочий различны. Верх.
Совет СССР - высший представит, орган всего сов. народа и единств, законодат.
орган Союза CCP. Верх. Советы союзных и авт. республик - высшие органы
гос. власти этих республик, они осуществляют всю полноту власти соответственно
на своей территории. Местные С.- органы гос. власти на территории адм.-терр.
единиц (краёв, областей, авт. областей, округов, районов, городов, сёл,
станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов), они руководят культу рно-политич.
и хоз. строительством, устанавливают местный бюджет, руководят деятельностью
подчинённых им органов управления, обеспечивают охрану гос. и обществ,
порядка, содействуют усилению обороноспособности, обеспечивают соблюдение
законов и охрану прав граждан Конкретные полномочия каждого звена системы
местных С более подробно определены Указами Президиума Верх Совета СССР,
спец законами, принятыми союзными и авт республиками Указы Президиума Верх
Совета СССР "Об основных правах и об основ ных обязанностях сельских и
поселковых Советов депутатов трудящихся" (1968), "Об основных правах и
обязанностях городских и районных в городах Советов депутатов трудящихся"
(1971) "Об основных правах и обязанностях районных советов депутатов трудящихся"
(1971), Закон СССР о статусе депутатов Советов депутатов трудящихся в СССР
(1971), а также изданные на их основе законы союзных и авт республик Все
эти нормативные акты предусматривают совершенствование форм организаторской
работы С , расширение их полномочий (напр , в ведение районных и гор С
передаются предприятия и учреждения, обслуживающие население преич данного
района) Свою деятельность местные С осуществляют в установленных законом
организационных формах, основная из них - сессия Совета (общее собрание
депутатов, созываемое исполнит и распорядит органами С в сроки и в порядке,
установленном законом) На сессиях рассматриваются и решаются все вопросы,
отнесенные законом к полномочиям данного С и прежде всего к его исключит
компетенции признание полномочий депутатов, избрание исполкома и изменение
его состава, образование
административных комиссии, комиссии по делам
несовершеннолетних, наблюдат комиссий и др , утверждение бюджета Совета
и отчета о его исполнении и др Сессии С созываются исполкомами не реже
4 раз в год (для обл , краевых и гор С городов имеющих районное деление)
для районных, городских (в городах без районного деления), районных в городах,
сельских и поселковых С - не реже 6 раз в год Внеочередные сессии С могут
быть созваны их исполнит органами по собств инициативе по требованию '/з
депутатов, а также по предложению вышестоящих С Сессия считается правомочной
если на ней присутствует не менее 2/з депутатов соответствующего
С решения принимаются простым большинством голосов присутствующих депутатов
Для пречварит рассмотрения и подготовки
вопросов относящихся к ведению С , и активного содействия осуществлению
его решений С образуют на срок своих полномочий постоянные комиссии из
числа депутатов В их задачи входит разработка предложений для рассмотрения
С и его исполкомом, подготовка заключений по вопросам, внесенным на рассмотрение
Совета и его исполкома, контроль за деятельностью отделов и управлений
исполкома, предприятий, учреждений и организаций по проведению в жизнь
решений С и вышестоящих гос органов, по соблюдению сов законодательства,
содействие в организации и проверка выполнения наказов избирателей и т
п Вопрос о том, какие комиссии образуются при том или ином С , решается
самим С Напр , в РСФСР районный С образует комиссии мандатную, планово
бюджетную, по социалистич законности и охране обществ по рядка, по делам
молодежи, а также - с учетом местных условий - комиссии по отд отраслям
хоз и социально-культурного строительства
Испотнит и распорядит органы местных С
- их исполкомы, избираемые из числа депутатов С в составе пред , его зам
, секретаря и членов (численный состав исполкома устанавливается самим
С ) Исполкомы краевых, обл , авт областей, окружных, районных, гор и сел
С непосредственно подотчетны из бравшим их С , а также исполкомам вышестоящих
С Во испочнение возложенных на исполком функций ему предоставлено право
издавать решения и распоряжения по всем вопросам его компетенции
КПСС уделяет постоянное внимание улучшению
работы С , повышению их роли в коммунистич строительстве, добиваясь активизации
деятельности С , усиления их связей с массами ЦК КПСС обращает внимание
парт и сов органов на необходимость всемерной поддержки инициативы депутатов
С , повышения их чувства ответственности за выполнение наказов и предложений
населения Перед С стоит задача еще полнее осуществлять свои функции, оказывать
действенное вчияние на развитие экономики и культуры, подъем народного
благосостояния, настойчивее заниматься вопросами социально бытового обслуживания
населения, охраны общественного порядка На совр этапе коммунистич строительства
С являются органами госвласти общенародного гос ва, для к рых характерна
тесная связь с массами, привлечение их к управлению делами гос ва и общества
Это означает последоват расширение социальной основы госвласти всего сов
народа усиление роли С и наиболее полное выполнение ими функций под чинно
народных органов ГОС власти А И Лепешкин
Источи Ленин В И О работе Советов M 1963
Советы в Октябре Сб. документов M 1928 Съезды Советов Союза CCP, союзных
и автономных Советских Социалистических Республик Сб документов 1917 -
1936 т 1 - 7 M 1959 - 65 Первый Всероссийский съезд Советов Рабочих и Сол
датских Депутатов Стенографический отчёт т 1 - 2 M - Л 1930-31 Второй Всероссийский
съезд Советов рабочих и солдатских депутатов M - Л 1928 Второй Всероссий
ский съезд Советов рабочих и солдатских де путатов Сб документов M 1957
Третий Всероссийский съезд Советов рабочих сол датских и крестьянских депутатов
M 1918 [Стенографические отчеты Всероссийских съездов Советов 4 - M 1919
5 - M 1918 6 - M 1919 7 - M 1920 8 - M 1921 9 - M 1922 10 - M 1923 11 -
M 1924 12 - M 1925 13 - M 1927 14 - M 1929 15 - M 1931 16 - M 1935 Чрезвы
чайный 17 - M 1937 Стенографические отчеты съездов Советов СССР 1 - M 1922
2 - M 1924 3 - M 1925 4 - M 1927 5-М 1929 6-М 1931 7 - M 1935 (Бюллетени)
8 - M 1936] Законы о сельских и поселковых Советах депутатов трудя щихся
союзных республик M 1969 Законы о городских и районных в городах Советах
депутатов трудящихся союзных республик M 1972 Закон о районном Совете депутатов
трудящихся РСФСР Законы о районных Советах депутатов трудящихся автономных
республик M 1973
Лит КалннинМ И Вопросы совет ского
строительства Статьи и речи (1919 - 1945) M 1958 ДемочкинН H Советы 1905
г - органы ревотюционнои власти M 1963 Андреев A M Советы рабочих и солдатских
депутатов накануне октября M 1967 ЕрицянХ А Советы крестьянских депутатов
в Октябрьской революции M 1960 Морозов Б M Партия и Советы в Октябрьской
ревотюцип M 1966 Советы в первый год пролетарской диктатуры M , 1967, ГимпельсонЕ
Г
Советы в годы иностранной интервенции и
гражданской войны M 1968 Владимирский M Советы исполкомы и съезды Советов
(Материалы к изучению строения и деятельности органов местного управления)
в 1-2 M 1920-21 Л епешкинА И Советы - власть трудящихся 1917-1936 M 1966
Кукушкин Ю С Роль сельских Советов в социалистическом переустройстве деревни
1929- 1932 гг (по материалам РСФСР) M 1962
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я