СОГД
Сугуд, Согдиана, область в
бассейне pp. Зеравшан и Кашкадарья (ныне на терр. Узб. CCP и Тадж. CCP).
На терр. С. находились города Maраканда (Самарканд), Кирополь и др. В 6
- 4 вв. до н. э. входил в древнеперсидскую Ахеменидскую державу. Вместе
с Парфией, Хорезмом и Арейей С. был включён в её 11-ю сатрапию. Население
С. платило значит, налоги серебром, поставляло драгоценные камни, предоставляло
в распоряжение перс, царей крупные воинские контингенты. В 329-328 до н.э.
население С. во главе со Спитаменом (убит в 328 до н. э.) оказало
упорное сопротивление Александру Македонскому. После смерти Александра
Македонского (323 до нашей эры) С. входил в царство Селевкидов, в 3 в.
до н. э.- в Греко-Бактрийское царство, а в первые века н. э.- в
Кушанское
царство. В конце 4-5 вв. н. э. был покорён эфталитами,
в 6-7
вв.- Тюркским каганатом. В конце 7 - нач. 8 вв. завоёван арабами.
С 4 до 8 вв. на терр. С. существовало множество автономных княжеств (важнейшее
- Самаркандское). С. играл видную роль в экономической и культурной жизни
Востока. Купцы из С. держали в своих руках торговлю шёлком. Торгово-земледельч.
колонии С. существовали на всех основных караванных путях от Монголии и
Китая до Мерва. О высоком уровне культуры и искусства С. свидетельствуют
MH. открытия сов. археологов на его терр. (Афрасиаб, Пенджикент, Baрахш,
Калаи-Муг и др.).
Искусство древнего С. мало изучено; об
архитектуре нек-рое представление дают сырцовые постройки и фортификац.
сооружения городища Афрасиаба (2-я пол. 1-го тыс. до н. э.- первые века
н. э.), Кызыл-Кыра и Тали-Барзу (оба- первые века н. э.). Изобразит, иск-во
ярче всего представлено мелкой терракотовой пластикой (3-1 вв. дон. э.).
Отдельные терракоты свидетельствуют о проникновении эллинистич. художеств,
принципов; другие показывают формирование локального типа, отличающегося
точной передачей этнич. черт, обобщённостью и иератизмом образов.
В 5-8 вв. в С. происходил бурный рост городов
с сильно укреплёнными цитаделями, обнесёнными стеной
шахристанами,
пригородами
и загородными некрополями с отдельными семейными склепами. Дворцы, храмы
и монументальные, нередко 2- и 3-этажные, дома гор. знати украшались сюжетной
живописью, а также художеств, резьбой по глине, дереву и алебастру. Живопись
(выполненные клеевыми красками по сухой штукатурке росписи) отличается
обобщённостью контуров, тяготением к локальному цветовому пятну, изысканностью
линеарной композиции; горизонтальные ряды сцен помещаются обычно на нейтральном
фоне. В скульптуре преобладает монументально-декоративный рельеф. Важнейшие
виды декоративно-прикладного иск-ва С. этого периода - неполивная керамика
со штампованными и налепными изображениями и орнаментами, изделия из серебра,
художеств, ткани (как и произв. монументально-декоративного иск-ва) - отражают
связи с иск-вом древнетюрк. племён, Ирана, Индии, Китая, Византии.
Лит.: История таджикского народа,
т. 1 - 2 (кн. 1), M., 1963-64; История Узбекской CCP, т. 1, (кн. 1), Таш.,
1955; С т а в и сс кий Б. Я., Между Памиром и Каспием, M., 1966; его же,
Искусство Средней Азии. Древний период, M., 1974; История Самарканда, т.
1, Таш., 1969; Маршак Б. И., Согдийское серебро, M., 1971.
Б. Я. Стависский.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я