СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ МАШИН
неподвижная
или подвижная связь деталей, обусловленная конструкцией машины или отдельных
её частей. В машиностроении под С. д. м. обычно понимают неподвижную связь
(неподвижное
соединение) деталей машин; подвижная связь (соединение) определяется
исключительно кинематикой машин. С. д. м. необходимы для расчленения машины
на сборочные единицы и отдельные детали, упрощения технологич. процессов
изготопления и сборки машин, обеспечения ремонта, восстановления и замены
деталей, для транспортировки машин и узлов, их монтажа, установки и т.
п. В сложных машинах используется множество С. д. м., что связано гл. обр.
с большим числом и номенклатурой деталей (напр., в угольном комбайне ок.
5 тыс. деталей, в автомобиле- св. 16 тыс., в рельсобалочном станс - ок.
1,5 млн. деталей 400 тыс. наименований). С. д. м. могут быть не только
прочными, но и прочноплотными, когда требуется соединять тру бы, сосуды,
аппараты, содержащие жидкости или газы. Неподвижные С. д. м. разделяются
на разъемные соединения, допускающие повторную сборку и разборку
соединяемых деталей без их разрушения и повреждения, и неразъёмные соединения,
предназначенные
для постоянной связи деталей без возможности их разборки.
А. А. Паохоменко.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я