СОЕДИНЕНИЕ ТРУБ
, соединение концов
труб, обеспечивающее герметичность и прочность трубопровода. В нек-рых
случаях С. т. должны также обеспечивать возможность их быстрой сборки и
разборки или изменения направления трубопровода. В металлич. трубопроводах
общего назначения наиболее распространены следующие виды С. т.: сварные,
фланцевые, резьбовые и раструбные. Сварные С. т. (рис. 1) на прямых участках
трубопровода одинакового диаметра осуществляются сваркой их стыков; в местах
поворотов, разветвлений или изменения диаметра к концам труб приваривают
переходные детали (фасонные части, фитинги).
Рис. 1. Сварное соединение: / - сварной
шов.
Фланцевые С. т. (рис. 2) применяют при
необходимости частой разборки и сборки трубопровода (см. Фланец). Фланцевое
С. т. состоит из двух фланцев, укреплённых на концах соединяемых труб,
прокладки и крепёжных шпилек или болтов с гайками.
Рис. 2. Фланцевое соединение: / - фланец;
2
- прокладка.
Сварные и фланцевые С. т. применяются при
диаметрах труб до 2000 мм и давлениях транспортируемой среды до
1000 Мн/м2 (10000 кгс/см2). Резьбовые
С. т. (рис. 3), имеющих на концах наружную резьбу, осуществляются фитингами
с внутр. резьбой. При цилиндрич. резьбе герметичность достигается применением
уплотняющей обмотки (обычно пенька, смазанная суриком), заполняющей зазоры
между резьбами трубы и фитинга; при конич. резьбе герметичность С. т. достигается
без обмотки.
Рис. 3. Резьбовое соединение: / - резьбовая
муфта.
Резьбовые С. т. применяются в основном
в трубопроводах с диам. до 50 мм; с цилиндрич. резьбой при давлении
до 2,5 Мн/м2 (25 кгс/см2), с конической
резьбой при давлении до 25 Мн/м2 (250 кгс/см2).
Раструбные
С. т. (рис. 4) применяются для чугунных, керамич. и бетонных труб, один
конец к-рых на небольшой длине имеет расширение (раструб).
Рис. 4. Раструбное соединение: / - раструб;
2 - набивка.
Зазор между нормальным и расширенным концами
соединяемых труб герметизируется набивочным материалом (свинец, резина,
цемент и т. д. ). Преимущества раструбных С. т.- дешевизна изготовления
и возможность перемещения труб в осевом направлении. Такое С. т. осуществляют
при диаметрах 50-500 мм ч давлениях до 1 Мн/м2 (10
кгс/см2).
Трубы
малых диаметров (меньше 10 мм), применяемые в масло и бензопроводах
автомобилей и тракторов и др. машин при давлениях среды до 2 Мн/м2
(20
кгс/см2),
соединяются при помощи спец. соединит,
арматуры. В этом случае концы труб развальцовывают или применяют шаровые
или конич. муфты. Соединение стеклянных труб, имеющих на концах конусный
буртик, осуществляется при помощи фланцев с откидными болтами. На концы
этих труб надевают фланцы и резиновые манжеты, соответствующие поверхности
буртика, а в стык труб закладывают прокладки из резины или фторопласта.
Часто между гайками откидных болтов и фланцем помещают спиральные пружинки,
уменьшающие возможность поломок труб. Быстро-разъёмные С. т. достигаются
применением манжет и спец. хомутов, к-рые разбираются при отвинчивании
только одного болта; шарнирные С. т. обеспечивают поворот оси одной трубы
относительно оси второй на угол до 30°, обычно их применяют при диаметрах
25-500 мм и давлении до 1 Мн/м2 (10 кгс/см2).
M. С. Слободкин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я