СОЗЕРЦАНИЕ
чувственная ступень
познания (см. Отражение, Теория познания). В идеалистич. филос.
традиции можно выделить два осн. понимания С., причём оба они непосредственно
связаны с понятием интуиции. Первое из этих пониманий восходит к
Платону,
у
к-рого С. выступало как внечувственное познание идей и составляло основу
познания "по истине". Второе понимание развивалось И. Кантом,
к-рый
противопоставлял С. как мышлению, так и ощущению и трактовал его как представление
о единичном предмете, к-рое должно подвергаться в познании категориальной
переработке. В феноменологии Э. Гуссерля рассматриваются оба вида
С.- "эмпирическое" (сознание об индивидуальном предмете) и "эйдетическое",
предметом к-рого является сущность ("эйдос").
Домарксистский материализм истолковывал
познание как С., пассивный процесс восприятия внеш. мира, действующего
на органы чувств человека. "Главный недостаток всего предшествующего материализма
- включая и фейербаховский - заключается в том, что предмет, действительность,
чувственность берётся только в форме объекта, или в форме созерцания, а
не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно"
(M а р к с К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 1). Марксизм
показал, что познание есть не пассивное С., а активная деятельность, неразрывно
связанная с преобразованием мира.
Лит. см. при ст. Теория познания.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я