СОЛИПСИЗМ
(от лат. solus - один,
единственный и ipse - сам), крайняя форма субъективного идеализма, в к-рой
несомненной реальностью признается только мыслящий субъект, а все остальное
объявляется существующим лишь в сознании индивида. С. находится в противоречии
со всем жизненным опытом, с данными науки и практич. деятельностью. В последоват.
виде С. встречается крайне редко, у отд. мыслителей (напр., у франц. философа
и врача 17 в. К. Брюне).
Сторонники этого направления стремятся,
как правило, избежать последовательного С. путем синтеза субъективного
и объективного идеализма, тем самым свидетельствуя о несостоятельности
своих основоположений. Так, Дж. Беркли, пытаясь уйти от обвинения
в С., заявил, что все вещи существуют как "идеи" в божеств, уме, к-рый
"внедряет" ощущение в сознание людей, и т. о. переходил на позиции идеализма
платонистского типа. К С. вел и субъективный идеализм И. Фихте, хотя
сам он подчеркивал, что абсолютное Я, положенное в основу его наукоучения,
не есть индивидуальное Я, а совпадает в конечном счете с самосознанием
всего человечества. Отчетливо проявилась тенденция к С в фичософии эмпириокритицизма
(см.
В. И. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм, в кн.: Поли. собр. соч., 5
изд., т. 18, с. 92-96). Еще более явно, чем в эмпириокритицизме, к С. вела
т. н. имманентная философия (P. Шуберт-Зольдерн, В. Шуппе).
Термин "С." употребляется иногда в этич.
смысле как крайний эгоизм, эгоцентризм (т. н. практич. С., по терминологии
экзистенциалиста Г. Марселя). Ярким представителем этой формы С.
был M. Штирнер.
Лит см. при ст. Идеализм.
Б В. Мееровский.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я