СОЛЬМИЗАЦИЯ
(от назв. муз. звуков
соль
и ми), сольфеджио (муз.). I)B узком смысле - ср.-век. зап.-европ.
практика пения мелодий со слогами ut, re, mi, fa, sol, Ia, введёнными Гвидо
д'Ареццо для обозначения ступеней гексахорда',
в широком смысле
- любой метод пения мелодий с произнесением слоговых названий ступеней
к.-л. звукоряда (относительная С.) или названий звуков, отвечающих их абсолютной
высоте (абсолютная С.); приём обучения пению по нотам. Гвидо д'Ареццо в
своей системе С. в качестве названий ступеней применил начальные слоги
гимна св. Иоанну, сохраняя в то же время буквенные обозначения абсолютной
высоты звуков А, В, С, D, E, F. Каждый слог С. обозначал определённую ступень
гексахорда, независимо от его абсолютной высоты - как натурального (от
звука С), так и мягкого (от звука F) или твёрдого (от звука G). Переход
мелодии из одного гексахорда в другой требовал замены слоговых (ступеневых)
названий звуков (см. Мутация). Введение в конце 16 в. слога si для
обозначения VII ступени звукоряда сделало излишними мутации в пределах
одной тональности. В конце 17 в. слог ut был заменён более удобным для
пения слогом do. Впоследствии в странах романских языков, в России, затем
в СССР сольмизационные слоги стали применяться для обозначения абсолютной
высоты звуков (абсолютная С.). В странах германских языков и в Венгрии
эти же слоги с небольшими изменениями используются для обозначения ладовых
ступеней (относительная С.), а музыкальный алфавит - для обозначения абсолютной
высоты звуков. В Эст. CCP и Латв. CCP применяется относительная С. со слогами
JO, LE, Ml, NA, SO, RA, DI (в Эстонии) и TI (в Латвии). 2) Иногда под термином
"С." понимают ритмич. "чтение нот без интонации" (в отличие от сольфеджио).
Лит.: В е и с П., Абсолютная и относительная
сольмизацня, в кн.: Вопросы методики воспитания слуха. Л., 1967. П.
Ф. Вепс.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я