СОHАТА

СОHАТА (итал. sonata, от sonare
- звучать), один из осн. жанров камерной инструм. музыки. В классически
законченном виде С., как правило, - 3-частное циклическое произв. с быстрыми
крайними частями (первая - в т. н. сонатной форме) и медленной средней.
Иногда в цикл включается также менуэт или скерцо.


Термин "С." известен с 16 в.; первоначально
С. наз. любую инструм. пьесу, в отличие от кантаты как вокальной пьесы.


К нач. 17 в. сформировались 2 типа С.:
церк. С. (sonata da chiesa) и камерная С. (sonata da camera). Для церк.
С. характерны 4-частный цикл с определённой последовательностью темпов
частей (медленно - быстро - медленно - быстро; или быстро - медленно -
быстро - быстро), серьёзность музыки. Камерная С.- свободное исследование
танц. номеров. Грань между этими видами С. быстро стирается. В 17 в. получили
распространение т. н. трио-сонаты для 2 или 3 исполнителей с сопровождением
генералбаса.
Важнейшее
положение занимали также С. для одной скрипки и генералбаса, прежде всего
у композиторов т. н. итальянской скрипичной школы - А. Вивальди, А. Корелли
и др. С. для скрипки с полностью выписанной и богато разработанной партией
клавира появились у И. С. Баха. В раннеклассич. период (сер. 18 в.) интенсивно
формировался тип классич. С. (особенно в С. для фп. К. Ф. Э. Баха и Д.
Скарлатти). Он окончательно сложился в период венского классицизма (кон.
18 в.) в творчестве И. Гайдна, В. А. Моцарта и др. Величайшей вершиной
в развитии С. явились сонаты Л. Бетховена (32 для фп., 10 для скрипки и
фп., 5 для виолончели и фп.). Они выделяются глубиной содержания, широтой
круга образов, яркой конфликтностью, порой почти симфонич. масштабами.
Ряд сонат Бетховена представляет собой 4-частный цикл, воспроизводящий
последовательность частей симфонии и квартета.


В творчестве композиторов-романтиков происходило
обогащение и переосмысление жанра классич. С. (преим. бетховенского типа).
Большой вклад в развитие С. внесли Ф. Шопен, P. Шуман, Ф. Лист, И. Брамс,
Э. Григ и др. В их С. усилилась тенденция к широкой симфонич. трактовке
жанра, углубилась контрастность образов. Стремление к единству цикла приводит
к созданию одночастных С. (впервые - в 2 С. для фп. Ф. Листа).


В кон. 19 - нач. 20 вв. яркие обновляющие
тенденции проступают в С. франц. композиторов Г. Форе, П. Дюка, M. Равеля,
К. Дебюсси, рус. композиторов A. H. Скрябина, H. К. Метнера. В 20 в. С.
остаётся одним из ведущих муз. жанров. Новые образы и средства выразительности
существенно изменяют её облик. К выдающимся образцам совр. музыки принадлежат
сонаты С. С. Прокофьева (10 для фп., 2 скрипичные), Д. Д. Шостаковича (2
для фп., 2 скрипичные, виолончельная), П. Хиндемита (ок. 30 С. почти для
всех инструментов), Б. Бартока (6 С. для различных составов). В 50-70-х
гг. термин "С.", как в далёком прошлом, порой понимается лишь как обозначение
инструм. пьесы (С. для виолончели с оркестром К. Пендерецкого,).
Лит.:
Попова
Т., Соната, M., 1962; В a g g e S., Die geschichtliche Entwicklung der
Sonate, Lpz., 1880; К Ia u we 11 p., Geschichte der Sonate von_ ihren Anfangen
bis zur Gegenwart, KoIn-Lpz., 1899; B r a n d t E., Suite, Sonate and Symphonie,
Braunschweig, 1923; Borrel E., La sonate, P., 1951. В. Б. Валькова.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я