СОНЕТ
(итал. sonetto, от прованс.
sonet - песенка), твёрдая стихотворная форма: стихотворение из 14 строк,
разделённое на 2 четверостишия (катрена) и 2 трёхстишия (терцета);
в катренах повторяются только 2 рифмы, в терцетах - 2 или 3. Наиболее
обычны 2 типа расположения рифм: 1) "итальянский" - катрены по схеме abab
abab или abba abba, терцеты по схеме cdc dcd или cde cde; 2) "французский"
- abba abba и ccd eed или ccd ede. Стих С. - 11-сложник в итал. и исп.
поэзии, 12-сложник - во французской, 5-стопный ямб в английской, 5- и 6-стопный
ямб - в нем. и рус. поэзии. От классич. схемы возможны разнообразные отклонения:
изменение порядка рифм (abab baab, "Поэту" А. С. Пушкина), введение лишних
рифм (abba cddc и т. п.), введение лишних строк (С. с кодой
и т.
п.), вольный порядок катренов и терцетов, использование нетрадиц. размеров
и т. д. Из таких "вольных форм" канонизирован до пек-рой степени лишь "английский
С." шекспировского типа (abab cdcd efef gg). Чёткое внутр. членение С.
позволяет подчеркнуть диалектич. развитие темы: уже ранние теоретики предусматривали
чправила" не только для формы, но и для содержания С. (паузы, точки на
границах строф; ни одно значащее слово не повторяется; последнее слово
- смысловой ключ всего стихотворения и пр.); в новое время развёртывание
темы по 4 строфам С. не раз осмыслялось как последовательность чтезис -
развитие тезиса-антитезис - синтез ",чзавязка - развитие - кульминация
- развязка" и т. п.
Из всех твёрдых стихотворных форм европ.
поэзии только С. получил широкое и свободное применение в лирике. С. возник
в Италии в 1-й пол. 13 в.. классич. форму получил во Флоренции в кон. 13
в. (Данте), широчайшую популярность завоёвывает благодаря Ф.
Петрарке
(317
сонетов о Лауре), господствует в лирике итал. Возрождения и барокко, с
16 в. переходит в Испанию, Португалию, Францию, Англию (Л. де Вега, Л.
Камоэнс, П. Ронсар, Дю Белле, У. Шекспир, Дж. Донн и др.), в 17 в. достигает
Германии, в 18 в.- России (В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков). Романтизм
возрождает интерес к С., упавший в эпоху классицизма и Просвещения; центром
культуры С. являются Германия (А. Шлегель, H. Ленау, А. Платен), Англия
(У. Вордсворт, Э. Б. Браунинг, Д. Г. Россетти), отчасти слав, страны (Я.
Коллар, А. Мицкевич, в России - А. А. Дельвиг, А. А. Григорьев) и Франция
(Ш. Бодлер, Ж. Эредиа). С. культивировала поэзия символизма и модернизма
- П. Верлен, П. Валери, Г. Д'Аннунцио, С. Георге, P. M. Рильке, В. И. Иванов,
В. Я. Брюсов и др.; из поэтов, преодолевших модернизм,- И. Бехер, но ни
для одного из них эта форма не стала основной в его творчестве. В сов.
поэзии с формой С. экспериментировали И. Сельвипский, С. Кирсанов и др.
Лит.: Гроссман Л., Поэтика русского
сонета, в его кн.: Борьба за стиль, M., 1927; Шеи гели Г., Техника стиха,
M., 1960; Мороз О. H., Етюди про сонет, Киев, 1973 (лит.); Monch W., Das
Sonett. Ge-stalt und Geschichte, HdIb., 1955 (лит.). M. Л. Гаспаров.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я