СОСЛОВИЕ
социальная группа докапиталистич.
обществ, обладающая закреплёнными в обычае или законе и передаваемыми по
наследству правами и обязанностями. Для сословной организации характерна
иерархия неск. С., выраженная в неравенстве их положения и привилегий.
Сословное деление общества находится в
связи с его классовым составом (см. В. И. Ленин, Поли. собр. соч., 5 изд.,
т. 2, с. 476; т. 6, с. 311). Но число С.,как правило, превышало число классов,
что в значит, мере определялось разнообразием форм и методов
внеэкономического
принуждения. Сословная собственность ещё носила на себе печать естественно
заданных форм политического объединения эксплуататоров (см. К. Маркс и
Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 22-24). Формирование С.- длительный
процесс, протекавший по-разному в различных обществах и связанный с закреплением
и оформлением в праве имуществ. неравенства и определённых социальных функций
(военных, религиозных, профессиональных и др.).
По сравнению с кастами,
к-рые можно
рассматривать как сословную организацию, где принцип наследования абсолютен,
в С. наследств, принцип соблюдается не столь жёстко. Членство в С. может
быть куплено за деньги, даровано верховной властью и т. д. Вместе с тем
С. отличаются от таких корпораций, принадлежность к к-рым является результатом
личных достижений индивида (на экзаменах, военной службе и т. д.) (напр.,
шэнъши
в Китае). Особую роль, подрывавшую в значит, мере сам принцип сословной
организации, в Европе играло духовенство,
поскольку членство в этом
С. не было наследуемым и ч...церковь создавала свою иерархию из лучших
умов народа, не обращая внимания на сословие, происхождение и состояние..."
(M а р к с К., там же, т. 25, ч. 2, с. 150). Признаком С. является также
наличие у его членов определённых внешних символов их сословной принадлежности
- особых украшений, знаков различия, предметов одежды, причёсок. Складывается
также специфич. сословная мораль.
Феод, Франция обычно служит классич. образцом
сословной организации общества. К 14-15 вв., когда здесь завершается формирование
наследств. С., франц. общество делилось на С. духовенства, С. дворянства
и
третье сословие, посылавшие своих представителей в органы сословного
представительства - Генеральные штаты. Каждое из С. имело строго
очерченные права и привилегии. Первые два С. были освобождены от гос. налогов,
пользовались преимущественным правом доступа к гос. должностям, культивировали
особый, отличавший их от "простолюдинов" из третьего С., стиль жизни. Однако
и членство в непривилегированном С. означало включение в систему регулируемых
правом отношений. Сословная обособленность начинает разрушаться во Франции
примерно с сер. 16 в. в результате потери "благородными" их экономич. преимуществ,
утраты дворянством исключительности в отправлении военных функций, размывания
рядов дворянства за счёт притока получающих дворянское звание богачей,
гос. и судейских чиновников и т. д. Сословный строй был разрушен Великой
франц. революцией.
Оформление С. в России началось с сер.
16 в. параллельно с объединением рус. земель в единое гос-во, ослаблением
удельной феод, аристократии, ростом влияния дворянства и посадской верхушки.
Именно в это время начинают созываться земские соборы, в к-рых наряду с
боярско-дворянским С. и высшим духовенством участвуют представители верхов
посада, а на соборе 1613 - даже неск. представителей черносошного крестьянства.
Сословное деление в этот период отличается большой пестротой и дробностью.
Разрядные списки 17 в. и Бархатная книга (1687) послужили основой для постепенного
превращения дворянства из служилой корпорации в наследственное С. Нек-рое
ослабление наследственного принципа сословной организации произошло при
Петре I, когда введение Табели о рангах (1722) способствовало определённому
смягчению сословных границ и пополнению привилегированных С. за счёт продвижения
по службе и царских пожалований сословного статуса. Однако в дальнейшем
происходило укрепление сословных прав дворянства, сопровождавшееся увеличением
правовой неполноценности остальных С. Со времени Манифеста о вольности
дворянства (1762) и Жалованной грамоты дворянству (1785) в России утвердилось
сословное деление на дворян, духовенство, крестьянство, купечество и мещанство,
просуществовавшее вплоть до Февр. бурж. революции 1917. При этом С. делились
на неподатные (дворянство, духовенство) и податные (крестьяне, мещане).
В Азии существовали различные формы социального
устройства - от строгой системы каст в Индии до почти полного отсутствия
наследственной аристократии и прочных сословных границ, напр, в в Бирме.
Разрушение С. связано со становлением и
утверждением капиталистич. отношений, выдвигающих на смену иерархии наследственных
статусов иерархию богатства, прикрытую формальным равенством всех перед
законом. Однако сословные пережитки сохраняются и в совр. бурж. обществе.
Напр., в Великобритании аристократич. семьи имеют преимущества при получении
высшего образования, при поступлении на гос. службу. Даже в стране, не
знавшей феодализма,- в США, окончившие Гарвардский или Принстонский университет
образуют
"псевдосословия", отличит, признаком к-рых
служит членство в особых клубах, преимуществ, условия при приёме на работу
в лучшие юридич. конторы, наиболее респектабельные банки, на диплома-тич.
и военную службу.
Сохраняющиеся в нек-рых странах остатки
привилегированных С. способны играть особенно реакционную роль (прус. юнкерство,
помещики
и высшее духовенство в Испании).
Наиболее последовательно и решительно устраняет
сословное неравенство социалистич. революция, т. к. только она полностью
ликвидирует "остатки феодализма и крепостничества" - эти, по выражению
В. И. Ленина, "наиболее глубокие корни сословности..." (Поли. собр. соч.,
5 изд., т. 44, с. 146).
Лит.: Маркс К., Восемнадцатое брюмера
Луи Бонапарта, Маркс К. и Э нг е л ь с Ф., Соч., 2 изд., т. 8; Эн гельс
Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; Ленин В. И., Аграрная программа русской
социал-демократии, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 6; е г о ж е, О государстве,
там же, т. 39; Ключевский В. О., История сословий в России, Соч., т. 6,
M., 1959; Абсолютизм в России, M., 1964; Г у р е в и ч А. Я., Категории
средневековой культуры, M., 1972; Б а р г M. А., Проблемы социальной истории
в освещении современной западной медиевистики, M-, 1973, гл. 3.
Л. А. Седов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я